Толпа одушевленное или неодушевленное существительное. Существительные одушевленные и неодушевленные

Оппозиции в языке: Языковой знак (Семиотика)

Толпа одушевленное или неодушевленное существительное. Существительные одушевленные и неодушевленные
sh: 1: –format=html: not found

Семиотика (от греч. semeion ‘знак, признак, эмблема’) — наука о знаках и знаковых системах. Еще одним названием этой дисциплины является семиология, впрочем, это обозначение используется все реже и постепенно выходит из употребления.

Совокупность окружающих человека знаков и построенных из знаков текстов называют семиосферой. Она составляет основу каждой цивилизации и определяет существование каждого человека.

Поскольку всю жизнь человек проводит в этом знаковом пространстве, понять его разум можно только с помощью изучения знаковых систем, которые он создал.

Так считал один из основателей семиотики, американский философ Ч. Моррис.

Семиотика исследует разные системы, которые использует человек, и язык — лишь одна из них. Анализ проводится с применением одних и тех же (или близких) методов, и нередко результаты позволяют сделать вывод об изоморфности различных систем, то есть наличии у них однотипных структур.

С точки зрения семиотики, это свойство логически следует из принадлежности систем к одной категории и предполагает существование общих характеристик, на основании которых они могут быть объединены.

Так, в ритуалах и обрядах действует своя система знаков (символические жесты, мимика, перемещения в пространстве): размещенные на временной оси в определенной последовательности, они могут быть прочитаны как своеобразные тексты. В генетике используются такие понятия, как «генетический код», «транскрипция» и «трансляция».

Они описывают процесс синтеза белка, при котором зашифрованная в ДНК генетическая информация сначала считывается, а потом передается в рибосомы для образования новой молекулы белка. Подобные аналогии можно обнаружить и в других системах, так или иначе связанных с процессами передачи информации.

Становление семиотики напрямую связано с развитием концепции знака. Как и во многих других случаях, первые попытки определить содержание понятия были предприняты еще в античности. Древние мыслители понимали знак как предмет, которым замещают другой предмет, используют его «вместо» другого.

Делается это для удобства: материальный объект мы заменяем знаком, например, словом, а не «предъявляем» непосредственно предмет. Знак в таком случае интерпретируется в исключительно материалистическом ключе и лишь соотносится с другим объектом реального мира по определенным условным правилам.

Своеобразное представление о двусторонности знака возникло еще в философии поздних стоиков и высказывалось св. Августином Блаженным, но наиболее обоснованно эта идея была высказана в начале XX века Фердинандом де Соссюром.

Именно он предложил рассматривать знак как сложную структуру, состоящую из двух компонентов: означающего (материальное воплощение знака) и означаемого.

Если применить эту теорию к слову, то означающим будет его звуковая оболочка, означаемым — его значение.

Важным положением концепции Соссюра был тезис о произвольности знака. Ученый настаивал, что между обозначающим и обозначаемым, т. е. знаком и предметом, нет объективной связи.

Одно и то же значение может быть выражено различными звуковыми средствами (и переведено в графический вид), что и происходит в разных языках.

Вместе с тем само по себе звучание слова не указывает на то, какое именно значение может быть с ним связано.

Одним из основных аргументов в защиту этого тезиса была характеристика языкового знака как психологичной сущности, связывающей понятие с закрепленным в сознании человека акустическим образом. Значение, таким образом, оказывается «встроенным» в знак, выступает в качестве его внутренней составляющей.

Получили распространение и другие термины, называющие те же компоненты языкового знака: «десигнатор», «экспонент» синонимичны «означающему», а «десигнат» и «сигнификат» — «означаемому». С развитием семиотики в научный оборот вошли такие термины, как

  1. «денотат» — объект или класс объектов, по отношению к которым может быть использован знак. Напр., слово дом приложимо ко всему множеству реальных домов, которые будут выступать в качестве денотата знака;
  2. «референт» — определенный объект, к которому отсылает знак при конкретном словоупотреблении. В высказывании Убери кресло, оно мешает у существительного кресло и местоимения оно один референт — конкретное кресло. В таких случаях говорят, что слова кореферентны.

Перечисленные выше понятия и теоретические представления позволили разграничить разные аспекты знаковой ситуации. Графическим отражением получившихся соотношений являются треугольник Фреге и треугольник Огдена — Ричардса.

Немецкий логик Г. Фреге представил знаковую ситуацию в виде треугольника, вершины которого обозначены как «знак», «значение» (подразумевается денотат) и «смысл» (подразумевается значение). В треугольнике, разработанном английскими философами Ч. Огденом и А. Ричардсом, вершинами являются десигнат, денотат и означающее.

Последние два понятия соединены прерывистой чертой — таким образом ученые показали, что означающее знака связано с денотатом не напрямую, а только через десигнат.

Иными словами, значение служит своеобразным посредником между объектом реального мира и его знаковым воплощением: десигнат выступает в качестве одного из возможных способов называния объекта и получает в языке индивидуальное звуковое и графическое оформление.

В теории А. А. Потебни идея о произвольности знака не нашла широкого применения.

Основополагающим для Потебни является противопоставление внешней и внутренней форм, где первое — звуковая и графическая оболочка слова, а второе — содержательные признаки-отличия объекта, которые были выбраны носителями языка как определяющие при обозначении этого объекта. Напр., енот-полоскун назван так за то, что полощет в воде пищу, прежде чем ее съесть.

В конце XIX в. американский философ Чарльз Пирс представил теорию, в которой классифицировал все многообразие знаков, разделив их в три группы:

  1. Иконы — тип знаков, у которых означающее в некоторой степени воспроизводит денотат. Иконами являются, например, звукоподражания. При широком понимании понятие иконичности может распространяться на другие способы подражания действительности: удлинение слова при употреблении его в форме мн. числа (ср. карандаш — карандаши, pencil — pencils, der Bleistift — die Bleistifte), воспроизведение последовательности действий последовательностью глаголов в тексте, и т. п.
  2. Символы — тип знаков, у которых означающее косвенно отсылает знака. Напр., изображение кренделька, висящее над входом в помещение, намекает на то, что внутри продают выпечку. Стоит отметить, сложилась достаточно устойчивая традиция использования слов «знак» и «символ» в качестве синонимов: …сервис микроблогов задумался над увеличением лимита знаков в сообщении вдвое — до 280 символов (Русская служба BBC).
  3. Индексы (шифтеры, дейктические знаки). Тип знаков, которые меняют референтную отнесенность при каждом употреблении. К ним относятся личные и указательные местоимения, показатели временны́х форм глагола и др.

Если согласиться с идеей Соссюра о произвольности знака, то к названным типам можно добавить еще один — собственно знаки, у которых связь между обозначающим и обозначаемым отсутствует.

Благодаря деятельности американского философа Чарльз Морриса, в научный оборот вошли три важнейших для семиотики понятия. В работе «Основания теории знаков» (Foundations of the Theory of Signs, 1938) он обосновал деление науки о знаках на три направления в зависимости от типа изучаемых семиотических отношений:

  1. Семантика. Занимается изучением внутризнаковых отношений, т. е. отношений между означающим и означаемым.
  2. Синтактика. Изучает межзнаковые отношения, т. е. сочетаемость знаков друг с другом. Примером синтактики может служить синтаксис.
  3. Прагматика. Исследует внезнаковые отношения, т. е. правила, в соответствии с которыми строится использование знаков. Частным и важным аспектом прагматики является стилистика. Язык стилистически неоднороден, и не все варианты допустимы в определенных ситуациях. Уместность варианта определяется правилами прагматики.

Для описания межзнаковых отношений определяющее значение имеют понятия дистрибуция, оппозиция и нейтрализация.

Дистрибуцией называют распределение элементов внутри системы, возможность одних элементов занимать ту или иную позицию относительно других в различных контекстах.

Существует несколько типов дистрибуции, но важнейшим из них является дополнительная дистрибуция — закрепленность элементов за своими контекстами, исключающая возможность замещения одного элемента другим.

Факт дополнительной дистрибуции, как правило, свидетельствует о том, что существует некоторое общее для элементов свойство, на основании которого они могут быть названы тождественными. Напр.

, местоимения ты и Вы тождественны как знаки, указывающие на адресата, при этом они принадлежат разным социолингвистическим контекстам, что делает невозможной их взаимозамену.

Отношение дополнительной дистрибуции и следующая из нее тождественность знаков действуют только в рамках знаковой ситуации и имеют непосредственное влияние на информационную сущность знака. Закрепленность за определенным контекстом подразумевает, что вероятность употребления знака в этом контексте крайне высока, и снижает тем самым его информативность. Сокращение объема передаваемой информации делает знак зависимым от его окружения: лишенный «знаковой самостоятельности», он может нести полноценную информационную нагрузку только в сочетании с другим элементом.

Оппозиция — отношение между знаками системы, которое заключается в противопоставлении одного знака остальным. Классическим примером таких отношений являются зеленый и красный цвета светофора. Отношение оппозиции обычно основывается не на всех присущих знакам признаках, а лишь на некоторых из них. Напр.

, слова вдовец и холостяк противопоставлены друг другу по единственному признаку ‘состоял в браке’ / ‘не состоял в браке’. Признаки, отличающие один знак от другого, называются дифференциальными (дистинктивными), и в определенных сочетаниях они создают уникальную характеристику каждого знака системы.

Под нейтрализацией понимают снятие оппозитивности. В случае со светофором нейтрализацией является переключение на желтый цвет — он не запрещает и не разрешает, он сигнализирует о последующей смене цвета.

Если говорить о русском языке, то одним из примеров нейтрализации может служить снятие формального противопоставления по одушевленности у существительных в форме ед. числа. Ср.

: вижу кукол, но вижу игрушки и вижу куклу / игрушку.

___________________________

Выполните задание по теме «Языковой знак (Семиотика)»

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/book/view.php?id=68300&chapterid=1133

урок «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»

Толпа одушевленное или неодушевленное существительное. Существительные одушевленные и неодушевленные
§ 1  Одушевленные и неодушевленные существительные

В этом уроке поговорим о категории одушевлённости – неодушевлённости имени существительного, поучимся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Прочтём фрагмент стихотворения В. Берестова.

Все вызывает интерес:

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Все нарисуем! Были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле!

(В. Берестов)

К одушевленным или неодушевленным именам существительным относятся слова из текста стихотворения? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно узнать об этой грамматической категории.

Одушевлённость или неодушевлённость – постоянный морфологический признак имени существительного.

К одушевлённым существительным относятся названия живых существ (людей, животных), к ним задаётся вопрос кто?: дедушка, отец, брат, дядя, солдат, актёр, собака, щука, муравей.

К неодушевлённым существительным относятся предметы и явления действительности, которые не причисляются к живым существам, к ним задаётся вопрос что?: город, дом, камень, смех, горизонт.

К каким словам из нашего стихотворения можно задать вопрос что? или косвенные вопросы: чего? чему? чем? в чём?

Что вызывает интерес? Космос, лес, цветы, машины, сказки, пляски.

Всё нарисуем, если бы было что?краски, лист, мир.

Лист чего?Бумаги,

на чём?На столе,

Всё вызывает что?интерес.

Вопрос что? можно поставить и к существительным семья, Земля.

Следовательно, к неодушевлённым существительным относятся все существительные из этого стихотворения.

§ 2  Как отличить одушевленные существительные от неодушевлённых

Давайте, продолжим предложение «Все вызывает интерес…» рядом одушевленных имен существительных: «Все вызывает интерес: дельфины, люди, жуки, птицы…»

А как же быть со словами, которые обозначают живое, но отвечают на вопрос что?

·Почему берёза, тюльпан, сирень – это неодушевлённые существительные, они же относятся к живой природе?

·Почему слова рука, сердце, мозг – части живого организма считаются неодушевлёнными?

·Существительное мертвецодушевленное (к нему ставится вопрос кто?).

·А к слову народ вопрос что? несмотря на то, что из людей состоит.

Что же заставляет нас вопреки реальному делению на живое и неживое так подбирать вопросы?

Оказывается, грамматика. Грамматике всё равно, кто дышит, ест и растёт, а кто нет. А что ей не всё равно? Форма множественного числа винительного падежа, а у существительных мужского рода и форма единственного числа винительного падежа.

У одушевленных существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой родительного падежа множественного числа:

Формы слов совпадают, следовательно, слово кошка одушевлённое.

У существительных мужского рода:

совпадают формы как единственного, так и множественного числа винительного и родительного падежа.

Существительные брат, сторож – одушевлённые.

Если форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа, то это неодушевлённое существительное:

Если форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа, то это одушевлённое существительное:

§ 3  Примеры

Руководствуясь этим правилом, проверим, одушевлёнными или неодушевлёнными с точки зрения грамматики являются существительные народ, толпа, человечество, мертвец, кукла, шахматная фигура ферзь и воздушный змей.

Сравним формы именительного, родительного и винительного падежей множественного числа:

У существительных народ, толпа, человечествосовпадают формы винительного и именительного падежа, это неодушевленные существительные.

А у существительных кукла, ферзь, змей – формы винительного и родительного падежей. Это одушевленные существительные.

В соответствии с правилом, к одушевленным существительным относятся такие существительные, как чудовище, страшилище, чудище, существительные животное, насекомое, млекопитающее, существительное дитя, слово существо в значении «живое существо».

К неодушевлённым относятся существительныегруппа, толпа, стая, молодёжь, детвора.

§ 4  Сложные случаи

Некоторые существительные как бы не определились до конца в категории одушевлённости-неодушевленности.

Например:

видеть микробов(одуш.) и видеть микробы(неодуш.),

рассматривать инфузорий (одуш.) и рассматривать инфузории (неодуш.).

В произведениях художественной литературы, особенно часто в сказках и баснях предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ. Например, в произведении А. Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»: «Взвод дуболомов отправился на поиски беглецов. Солдаты мчались по твёрдой дороге, громыхали ногами, налетали друг на друга, падали».

Дуболомы – это деревянные солдаты-игрушки, но мы говорим о них, как о живых людях. Взвод (кого?) дуболомов.

Или у Чуковского:

«Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой …»

В этом предложении к существительному умывальник зададим вопрос: кто выбегает и качает головой?

Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами живого существа называют олицетворением.

§ 5  Краткие итоги урока

Итак, одушевлённость или неодушевлённость – постоянный морфологический признак имени существительного.

При определении этого признака руководствуемся тремя показателями:

1.значение слова

2.вопросы: кто? что?

3.совпадение форм множественного числа винительного и родительного падежей у одушевленных существительных, форм множественного числа винительного и именительного падежей у неодушевлённых. Этот показатель является решающим.

Деление на живое и неживое в реальной действительности не совпадает с делением на одушевленное и неодушевленное в языке.

Список использованной литературы:

  1. Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Быстровой Е.А./Бабкина М.В. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011. – 152 с.
  2. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  3. Календарно-тематическое планирование «Русский язык 5 класс» по учебнику: «Русский язык 5 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  4. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] : 5-7 кл.: Книга для учителя/ Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. – 2-е изд. – М.: Линка – Пресс, 1994.
  5. Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2 ч. – Саратов: Лицей, 2006. – Ч.1. – 64 с.
  6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.
  7. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988. – 240 с.
  8. Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. 19-е изд., стер. – М.: 2010. – 192 с.
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М. , 1992.
  10. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Быстровой Е.А. для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Быстровой Е.А., Кибиревой Л.В. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 64 с.
  11. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс.- М.: Школа – Пресс, 1999. – 176 с.
  12. Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы – составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  13. Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В.; под ред. Шанского Н.М. – М.: Просвещение ,1993. – 287 с.
  14. Русский язык. Учебник для студентов педагогических институтов по специальности № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». В 2 ч. Ч. I. Введение в науку о языке. Русский язык. Общие сведения. Лексикология современного русского литературного языка.
  15. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др.; под ред. Быстровой Е.А. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 280 с. – ФГОС.
  16. Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник. В 2-х т. Т.1. – М. Худож. лит., 1984. – 383 с.
  17. Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник. В 2-х т. Т.2. – М. Худож. лит., 1984. – 399 с.
  18. Яроцкая В. Орфографические «запоминалки» и «упражнялки». Занимательный материал для 5-6 кл.

Источник: https://znaika.ru/catalog/5-klass/russian/Imena-suschestvitelnye-odushevlennye-i-neodushevlennye.html

Одушевленные и неодушевленные существительные. урок. Русский язык 6 Класс

Толпа одушевленное или неодушевленное существительное. Существительные одушевленные и неодушевленные

Все нарицательные имена существительные в русском языке делятся на два разряда: одушевлённые и неодушевлённые. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос «кто?», а неодушевленные  – на вопрос «что?»

Например, «кто?» – мальчик, собака, птица; «что?» – книга, камень, земля.

1. Категория одушевленности – неодушевленности – категория грамматическая

Кажется, что всё просто: категория одушевленности – неодушевленности основана на различении живого и неживого. Однако в русском языке нередки случаи, когда грамматика противоречит здравому смыслу. Достаточно вспомнить синонимы труп и мертвец.

Имя существительное «труп» является неодушевлённым, а имя существительное «мертвец» – одушевлённым. Отличие обнаруживается только в форме В.п. ед.ч.: вижу мертвеца – вижу труп, ср.: вижу слона – вижу стул.

У одушевленных существительных совпадают формы множественного числа В.п. и Р.п. (а у существительных м.р. 2-го склонения и формы В.п. и Р.п. единственного числа), а у неодушевленных – нет. У неодушевленных существительных совпадают формы И.п. и В.п. множественного числа.

Вижу (кого?) слонов, нет (кого?) слонов; вижу (кого?) мышей, нет (кого?) мышей.

Вижу (что?) книги, нет (чего?) книг; вижу (что?) дома́, нет (чего?) домов.

К одушевлённым существительным относятся названия людей, животных, насекомых и т. д., то есть живых существ. К неодушевлённым существительным – названия предметов, явлений действительности, не причисляемых к живым существам.

2. Следует обратить внимание

Обратите внимание:

  • названия шахматных и карточных фигур и имена существительные «мертвец», «покойник», а также названия кукол (петрушка, марионетка) и само слово «кукла» – одушевлённые имена существительные;
  • а слова, которые называют совокупность живых существ: войско, народ, толпа, стая, студенчество, человечество и т. п. – это имена существительные неодушевлённые.

В основном к одушевлённым существительным относятся имена существительные мужского и женского рода. Одушевлённых существительных среднего рода в русском языке немного. Сюда относятся несколько имен существительных с суффиксом -ище (чудовище, страшилище), отдельные существительные (образовавшиеся от прилагательных или причастий): млекопитающее, насекомое, животное и

существительные дитя, лицо (в значении «человек»).

3. Типичные ошибки

Ошибки в употреблении категории одушевленности – неодушевленности существительных можно разделить на две группы:

Первая – употребление неодушевленных существительных в качестве одушевленных, например: Все смотрели на него как на призрака. Проверим по формуле «В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.

»: (вижу) призраки – (нет) призраков.

Окончания не совпадают, следовательно, существительное призрак – неодушевленное, поэтому предложение, согласно грамматическим нормам русского языка, должно выглядеть так: Все смотрели на него как на призрак.

Вторая – употребление одушевленных существительных в качестве неодушевленных. Например: Когда он нес ценные бумаги, ему в провожатые давали два человека. Правильно:  Когда он нес ценные бумаги, ему в провожатые давалидвух человек.

Запомните: в конструкциях с составными числительными, оканчивающимися на два, три, четыре, В.п. числительного сохраняет форму Им.п., независимо от категории одушевленности. Например: Водителю необходимо было доставить двадцать три спортсмена.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Terver.ru (Источник).
  2. Hi-edu.ru (Источник).

Домашнее задание

Упражнение 1.

Выпишите слова в 2 колонки – одушевленные существительные и неодушевленные существительные:

Существо, дворник, чудовище, олово, журналистика, молодёжь, насекомое, двигатель, уголь, труп, теплота, упрямство, студент, рябчик, гриб, кукла, разносчик, мошкара, пехотинец, дух, Сахалин, детвора, отряд, сталь, уголёк, бедность, колпак, пехота, мелюзга, генерал, стадо, консервы, стол, личинка, алюминий, змея, волокита, ворона, лиса, человечество, родня, боярин, Каракумы, конь, молодняк, гений, молодость, колокольчик, молоко, птенец, шёлк, чучело, горошина, щупальце, горох, товарищ, варка, нефть, посуда, цемент, беднота, родственник, сахар, чай, мёд, чайник, дрожжи, чаинка, табун, белизна, жалость, упрямец, герой, мебель, сияние, восторг, героизм, бег, журналист, ходьба, жемчуг, генералитет, жемчужина, свежесть, вороньё.

Упражнение №2

Прочитайте сказку Л. Успенского:

– По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый Кот. Плот спрашивает у Кота:

– Ты живой?

– Живой.

– А чем докажешь?

– Двигаюсь.

– Я плыву, а ты сидишь.

– Захочу — буду шевелиться.

– Я — великий плот, живой, а коты — неодушевленные. Ты вещь, а я существую.

Кот подумал и говорит:

– Я тебе грамматически точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего винительного.

Помогите коту, докажите, что он прав. Используя элементы сочинения-рассуждения, допишите сказку.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/6-klass/bglava-3b/odushevlennye-i-neodushevlennye-suschestvitelnye

Урок 30. признаки одушевлённых и неодушевлённых имён существительных – Русский язык – 4 класс – Российская электронная школа

Толпа одушевленное или неодушевленное существительное. Существительные одушевленные и неодушевленные

Урок Конспект Дополнительные материалы

Русский язык, 4 класс.

Конспект урока № 30.

Тема:Признаки одушевлённых и неодушевлённых имён существительных

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Цель нашего урока – вспомнить, что такое одушевленные и неодушевленные существительные

Задачи:

  • Научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
  • Научиться определять род и число имён существительных

Результаты:

  • Узнаем, как отличить одушевленное существительное от неодушевленного.
  • Научимся определять род и число имён существительных.
  • Сможем определить значение имён существительных.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Имена существительные делятся на две группы: одушевлённые и неодушевлённые.

Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и называют живые предметы: кошка, собака, попугай, человек.

  • Живые существа: мама, кот, повар.
  • Похожее на человека: робот, снеговик, кукла.
  • Шахматы, карты: пешка, ферзь, валет.
  • Мифологические существа: леший, русалка, домовой.
  • Слова мертвец, покойник, утопленник. НО! Труп – неодушевлённое

Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? и называют неживые предметы: камень, солнце, домик, автобус.

  • Предметы неживой природы: камень, кресло, телефон, просьба, слово.
  • Растения: роза, трава, колос, дуб.
  • Совокупность живых существ: армия, детвора, молодёжь, стадо.

Одушевленность-неодушевленность – постоянный морфологический признак существительного.

Одушевлённые и неодушевлённые существительные не всегда совпадают с реальным делением на живое и неживое.

Чтобы определить, одушевленное существительное или неодушевлённое, нужно поставить его в форму мн.ч. В.п., а для муж.р. в форму ед.ч. В.п.:

У одушевлённых В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.: вижу (кого?) кошек, нет (кого?) кошек.

У неодушевлённых В.п. мн.ч. = Им.п. мн. ч.: вижу (что?) дом, стоит (что?) дом.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Вспомните разбор имени существительного как части речи (Памятка 4, стр. 147-148 учебника):

  1. Определите часть речи. На какой вопрос отвечает, что обозначает.
  2. Укажите начальную форму – Им.п. ед.ч.
  3. Определите, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.
  4. Определите род и склонение.
  5. Определите число и падеж.
  6. Укажите роль в предложении.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1.

Выберете одушевлённые существительные:

  1. Человечество
  2. Мертвец
  3. Солнце
  4. Повар

Задание 2. Распределите существительные на две группы:

заяц, стакан, компьютер, робот, тюльпан, молодёжь, девочка

ОдушевлённыеНеодушевлённые

Задание 3. Зачеркните лишнее слово в каждом ряду, объясните свой выбор:

  1. Коньки, конькобежец, спорт, каток
  2. Медведь, кедр, заяц, муравей.

Задание 4. Поменяйте в словах одну букву так, чтобы получилось одушевлённое существительное:

Лира, полк, кол, слот

Задание 5. Выделите в тексте одушевлённые существительные зелёным цветом, а неодушевлённые синим

Пришло теплое лето. На лесной опушке распускаются колокольчики, незабудки, шиповник. Белые ромашки протягивают к солнцу свои нежные лепестки.Вылетают из уютных гнёзд птенцы. У зверей взрослеет смена. Медвежата старше всех. Они родились еще холодной зимой в берлоге. Теперь они послушно следуют за строгой матерью. Рыжие лисята весело играют у норы. В сумерках выходят на охоту колючие ежата.

Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзьями.

Задание 6. Разгадайте загадки и заполните кроссворд:

Появился во дворе,Неуклюжий и смешнойУ катка стоит с метлой.К ветру зимнему привык

Наш приятель …

  1. Запорошила дорожки,Разукрасила окошки,Радость детям подарила

    И на санках прокатила.

  2. Лошадь – не лошадь, матрос – не матрос,
    Вроде в тельняшке, копыта и хвост.
  3. Махнула птица крылом,
    Закрыла свет одним пером.

Задание 7. Найдите правильную характеристику к именам существительным

  1. Толпа
  2. Птица
  3. Насекомые
  4. Енисей
  5. Нарицательное, одушевлённое, мн.ч., ср.р.
  6. Нарицательное, одушевлённое, ед.ч., ж.р.
  7. Собственное, неодушевлённое, ед.ч., м.р.
  8. Нарицательное, неодушевлённое, ед.ч., ж.р.

Задание 8. Соотнесите форму единственного и множественного числа одного и того же имени существительного:

Берёза, ребёнок, футбол, березняк, ребята, дети, футболист, деревья, футболисты, команда, дерево, берёзы.

Задание 9. Спишите предложение в тетрадь.

Приходите в лес верными друзьями.

Задание 10. Вставьте имена существительные в таблицу в соответствии с характеристикой:

м.р.ж.р.ср.р.
Одушевл.
Неодушевл.

Слова: чашка, море, дуб, молодец, красавица, животное

Задание 11. Соедините собственные имена существительные с нарицательными по смыслу:

  1. Река, город, праздник, страна
  2. Россия, Екатеринбург, Лена, Новый год.

Задание 12. Образуйте форму множественного числа Винительного падежа имён существительных:

Чудище, умница, армия, бактерия, русалка

Определите, какие существительные одушевлённые, а какие неодушевлённые. С каким существительным возникли трудности?

Задание 13.

Составьте из букв слова ЧЕЛОВЕК три одушевлённых существительных и три неодушевлённых

Задание 14*

Произведите морфологический разбор имени существительного «смена» из предложения «У зверей взрослеет смена». Схема разбора представлена на странице 147 учебника.

Задание 15*

Как называется литературный приём, когда предметы неживой природы наделяются свойствами живых существ?

Это олицетворение.

Выделите в тексте неодушевлённые существительное, которые наделены свойствами живых существ:

Вдруг из маминой из спальни

Кривоногий и хромой

Выбегает умывальник

И качает головой.

КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Вариант 1

  1. Выберите вариант, в котором все существительные одушевлённые:
  2. Река, рыба, карась
  3. Петя, умница, домовой
  4. Пешеход, робот, машина

2. Выберите правильную характеристику существительного ЧУДОВИЩЕ

  1. Нариц., неодуш., ср.р., ед.ч.
  2. Нариц., одуш., ср.р., ед.ч.
  3. Собств., одуш., м.р., ед.ч.

3. Выберете утверждение с ошибкой:

  1. Собственное имя существительное может быть неодушевлённым
  2. Существительное среднего рода может быть одушевлённым
  3. Всё живое в природе называется одушевлёнными именами существительными.

Вариант 2.

1. Выберите вариант, в котором все существительные неодушевлённые:

  1. Дерево, куст, ландыш, берёза
  2. Река, море, рыба, креветка
  3. Рука, сердце, человек, мозг

2 Выберете правильную характеристику существительного РОБОТ

  1. Нариц., неодуш., м.р., ед.ч.
  2. Нариц., одуш., м.р., ед.ч.
  3. Собств., одуш., м.р., ед.ч.

3. Выберете утверждение с ошибкой:

  1. Нарицательное имя существительное может быть одушевлённым
  2. Существительное мужского рода может быть неодушевлённым
  3. Всё неживое в природе называется неодушевлёнными именами существительными.

ЗАПОМНИТЕ!

Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и называют живые предметы.

Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? и называют неживые предметы.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.

Дополнительная литература

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

ОТВЕТЫ:

Задание 1.

2, 4

Задание 2.

Одуш: заяц, робот, девочка.

Неодуш: стакан, компьютер, тюльпан, молодёжь.

Задание 3.

  1. Конькобежец – одушевлённое
  2. Кедр – неодушевленное

Задание 4.

Лиса, волк, вол/кот, слон

Или другие существующие слова

Задание 5.

Пришло теплое лето. На лесной опушке распускаются колокольчики, незабудки, шиповник. Белые ромашки протягивают к солнцу свои нежные лепестки.Вылетают из уютных гнёзд птенцы. У зверей взрослеет смена. Медвежата старше всех. Они родились еще холодной зимой в берлоге. Теперь они послушно следуют за строгой матерью. Рыжие лисята весело играют у норы. В сумерках выходят на охоту колючие ежата.

Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзьями.

Задание 6.

1-снеговик (одуш), 2-зима (неодуш), 3-зебра (одуш), 4-ночь (неодуш)

Задание 7.

1-4, 2-2, 3-1, 4-3

Задание 8.

Берёза-берёзы, ребёнок-дети, футболист-футболисты, дерево, деревья

Задание 10.

м.р.ж.р.ср.р.
Одушевл.молодецкрасавицаживотное
Неодушевл.дубчашкаморе

Задание 11.

Река Лена, город Екатеринбург, праздник Новый год, страна Россия.

Задание 12.

Чудищ (одуш), умниц (одуш), бактерии/бактерий, армии (неодуш), русалок (одуш)

Задание 13.

Одуш: волк, лев, вол

Неодуш: век, кол, чело

Задание 14.

Смена – сущ. (что?), н.ф. – смена, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в им. п., в ед. ч., гл.чл./подлежащее.

Задание 15. Умывальник

Контрольный модуль

В-1

1. 2

2. 2

3. 3

В-2

1. 1

2. 2

3. 3

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/4483/conspect/

Имя существительное

Толпа одушевленное или неодушевленное существительное. Существительные одушевленные и неодушевленные

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет в широком смысле этого слова, отвечающая на вопросы кто? или что?

Существительные обладают четырьмя постоянными признаками: 1) одушевлённость, 2) собственное/нарицательное, 3) род, 4) склонение; и двумя непостоянными: 5) падеж, 6) число*. 

* У существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа, число является постоянным признаком. 

Одушевлённость.

Грамматическое различие между одушевлёнными и неодушевлёнными существительными проявляется 1) на уровне вопроса: одушевлённые отвечают на вопрос кто?, а неодушевлённые – на вопрос что?; 2) на уровне образования форм винительного падежа: у одушевлённых форма винительного падежа совпадает с формой родительного, а у неодушевлённых – с формой именительного падежа. 

одушевлённыевин. п. = род.п.
неодушевлённыевин.п. = им. п.

Проверка существительного на одушевлённость осуществляется путём постановки в форму винительного падежа множественного числа:

мужской род: вижу столы / вижу друзей

женский род: вижу книги / вижу подруг

средний род: вижу окна / вижу чудовищ

В единственном числе грамматическое различие одушевлённых и неодушевлённых существительных проявляется только в мужском роде: 

вижу стол / вижу друга (различие очевидно)

вижу книгу / вижу подругу (различия нет)

вижу окно / вижу чудовище (различия нет)

По этой причине у существительных singularia tantum (имеющих форму только единственного числа) не определяется категория одушевлённости-неодушевлённости: молодёжь, купечество, детвора.

Слово гений является одушевлённым, если речь идёт о человеке, и неодушевлённым – если речь идёт о качестве. 

Колебания по признаку одушевлённости наблюдаются у существительных микроб, змей (воздушный). 

Обратите внимание, что неодушевлёнными являются существительные труп, призрак, привидение, толпа, народ, одушевлёнными – покойник, снеговик, кукла, матрёшка, к этой же группе одушевлённых существительных относятся названия мифически существ и шахматных фигур.  

Род.  В русском языке все существительные по признаку рода относятся к одной из пяти групп:

1) сущ. мужского рода,

2) сущ. женского рода,

3) сущ. среднего рода,

4) сущ. общего рода,

5) не охарактеризованные по роду существительные pluralia tantum (имеющие форму только множественного числа).

Принадлежность к роду в смысловом отношении мотивирована только у одушевлённых существительных. В зависимости от рода существительные относятся к разным типам склонения и имеют разные наборы падежных окончаний. 

Определение форм мужского, женского и среднего рода обычно не вызывает сложностей. Если существительное может употребляться с прилагательными мужского и женского рода, то оно относится к общему роду. Это слова

  • с окончаниями -а/-я, обозначающие людей по их качествам: бродяга, обжора, ябеда, задира, соня, растяпа, недотёпа, калека, грязнуля, выскочка, крошка, непоседа, подлиза, забияка, пройдоха, неряха, кривляка, сирота, умница, работяга; 
  • формы имён Саша, Женя, Валера, Валя и несклоняемые фамилии типа Черненко, Белых, Гюго и т.п.;
  • заимствованные слова визави и инкогнито.

К существительным общего рода примыкают по смыслу названия профессий и должностей, однако с грамматической точки зрения это существительные мужского рода: врач, учитель, профессор. Можно сказать врач Петрова вела приём, но нельзя сказать беседовал с нашей врачом Петровой: слово врач, дворник, учитель, декан и т.д. будут требовать согласования только в мужском роде. 

Родовая принадлежность аббревиатур определяется либо по главному в исходном сочетании слову (например МКС, МВД и ФРГ – женского рода, так как главные слова соответственно “станция”, “министерство” и “республика”, причём такие слова не склоняются), либо по сходству звукового состава со словом того или иного рода (вуз, загс и МИД – мужского рода, к тому же такие слова обычно склоняются). 

Названия географических объектов определяются по родовому понятию, связанному с данным словом: Баку и Тбилиси – мужского рода, так как связаны с родовым понятием “город”, а Миссисипи – женского, так как это река. 

Несклоняемые существительные в большинстве случаев относятся к среднему роду (пальто, шоссе, кафе, метро).

Однако следует запомнить, что слова авеню и капуста относятся к женскому роду по причине соотнесения с родовыми понятиями “улица” и “капуста”, а кофе, пенальти и евро – к мужскому роду.

Несклоняемые существительные, обозначающие животных, обычно относятся к мужскому роду: кенгуру, шимпанзе, какаду, но слова цеце и иваси – к женскому, так как соотносятся с родовыми наименованиями “муха”  и “селёдка”. 

Склонение.  В широком смысле склонение – это изменение по падежам, чилам и родам. В узком смысле – изменение только по падежам. В зависимости от набора падежных окончаний существительные делятся на восемь групп:

1) нулевое склонение – несклоняемые существительные, не имеющие окончаний: бюро, пенсне, каноэ, жюри, а также аббревиатуры типа МГУ, НИИ, СССР.

Несклоняемыми являются украинские фамилии на -ко типа Петренко и русские н -ых/-их/-аго типа Долгих, Петровых, Живаго, а также женские (только женские!) фамилии на согласную: Кулиш, Монул, Буш, Макаревич, Гаврилюк, Ким, Стесик, Чебан, Петерсон, Шварцман.

Следует помнить, что все мужские фамилии на согласную склоняются (кроме уже упомянутых фамилий на -ых/-их/-аго);

2) субстантивное склонение – слова группы pluralia tantum: щипцы, сливки, ворота, шорты;

3) первое субстантивное склонение – существительные мужского, женского и общего рода с окончанием -а/ -я:  лампа, земля, дедушка, дядя, судья, обжора;

4) второе субстантивное склонение – существительные мужского и среднего рода с нулевым окончанием или -о/-е: город, санаторий, здание, море;

5) третье субстантивное склонение – существительные женского рода с нулевым окончанием: новость, дверь, дочь, рожь, мышь, молодёжь;

6) адъективное склонение – все субстантивированные прилагательные: заведующий, гостиная, мороженое, чаевые;

7) смешанное склонение – существительные, сочетающие формы субстантивного и адъективного склонения: фамилии на -ов(а) и -ин(а) типа Ильин – Ильиным, Петров – Петровым (не путать с названиями городов, относящимися ко второму субстантивному склонению: Тамбов – с Тамбовом, Домодедово – под Домодедовом);

8) отдельную группу составляют 12 разносклоняемых существительных: бремя, время, вымя, темя, семя, племя, пламя, знамя, имя, стремя, путь и дитя. 

Падеж.  Традиционно выделяют шесть основных падежных форм: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

  Выделяют также формы партитивного падежа – это разновидность родительного, обозначающая часть предмета: стакан чаю, выпил рому; и местного падежа – это разновидность предложного: думаю о лесе / об аэропорте – нахожусь в лесу / в аэропорту, говорить о круге – быть в кругу друзей. 

Русский язык – флективный, поэтому падеж выражается окончанием самого слова. Исключение составляют несклоняемые существительные, падеж которых определяется по контексту или по согласованному с ними определению: любуюсь красивыми пальто (творительный падеж мн.ч., подъехал к придорожному кафе (дательный падеж ед. ч.).

Число. Этот признак у большинства существительных является непостоянным, то есть наблюдается изменение по числам. Однако для существительных singularia tantum и pluralia tantum число является признаком постоянным.   

Источник: http://moslingvist.ru/10_klass/morfologiya/imya_suwestvitel_noe/

Неодушевленные имена существительные

Толпа одушевленное или неодушевленное существительное. Существительные одушевленные и неодушевленные

Неодушевленные име­на суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют нежи­вые пред­ме­ты, а так­же рас­те­ния и отве­ча­ют на вопрос что?

Выясним, по каким грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют оду­шев­лен­ные и неоду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные.

В началь­ной шко­ле, когда ребя­та толь­ко зна­ко­мят­ся с основ­ны­ми частя­ми речи, они полу­ча­ют зна­ние, что сло­ва, кото­рые назы­ва­ют пред­ме­ты, — это име­на суще­стви­тель­ные. Существительные быва­ют оду­шев­лен­ные и неоду­шев­лен­ные. Категория одушевленности/неодушевленности явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком име­ни суще­стви­тель­но­го.

Как узнать, это сло­во явля­ет­ся оду­шев­лен­ным или неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным?

Существительные одушевленные и неодушевленные

Одушевленные име­на суще­стви­тель­ные упо­треб­ля­ют­ся как назва­ния людей, живот­ных, птиц, рыб и отве­ча­ют на вопрос кто?

  • дедуш­ка
  • мастер
  • мед­ведь
  • соло­вей
  • щука

Соответственно неоду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют нежи­вые пред­ме­ты и отве­ча­ют на вопрос что?

К нежи­вым пред­ме­там при­чис­ля­ют так­же пред­ста­ви­те­лей рас­ти­тель­но­го мира:

  • ябло­ня
  • водо­росль
  • дуб
  • тра­ва
  • ёлка

И вот здесь, ока­зы­ва­ет­ся, поня­тие оду­шев­лен­но­сти и неоду­шев­лен­но­сти рас­хо­дит­ся с общи­ми пред­став­ле­ни­я­ми о живом и нежи­вом. Ведь в при­ро­де мы при­вык­ли счи­тать любое рас­те­ние живым объ­ек­том, кото­рое рас­тет, пита­ет­ся и раз­ви­ва­ет­ся.

В сред­ней шко­ле, начи­ная с 5 клас­са, поня­тие об оду­шев­лен­но­сти и неоду­шев­лен­но­сти суще­стви­тель­ных углуб­ля­ет­ся. В рус­ском язы­ке эта кате­го­рия явля­ет­ся грам­ма­ти­че­ской.

Следует иметь в виду, что она не все­гда соот­вет­ству­ет обще­при­ня­тым поня­ти­ям о живой при­ро­де.

Как определить неодушевленные существительные?

Чтобы понять, это сло­во явля­ет­ся оду­шев­лен­ным или неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным, опре­де­ля­ем, что оно назы­ва­ет, чело­ве­ка, живот­ное или пред­мет, и зада­ем вопрос кто? или что?

Примеры:

  • (кто?) хозя­ин, уче­ник, мастер, герой, веду­щий, соба­ка;
  • (что?) дом, крас­ка, полот­но, ука­за­ние, ветошь, фасоль.

Но быва­ют труд­ные слу­чаи, когда такой под­ход не сра­ба­ты­ва­ет. Как быть, напри­мер, со сло­ва­ми «гном», «Золушка» или «тол­па», «табун», «стая», кото­рые обо­зна­ча­ют сово­куп­ность живых существ?

Тогда при­бе­га­ем к помо­щи грам­ма­ти­че­ско­го пока­за­те­ля оду­шев­лен­но­сти и неоду­шев­лен­но­сти — падеж­ной фор­ме вини­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Запомним, что у оду­шев­лен­ных суще­стви­тель­ных фор­ма роди­тель­но­го паде­жа сов­па­да­ет с фор­мой вини­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла:

Р. п. мн.ч. = в. п. мн. ч.

Проверим:

  • гном    — мно­го гномов, вижу гномов;
  • Золушка — несколь­ко Золушек   , зовем Золушек   ;

Как видим, фор­мы ука­зан­ных паде­жей этих слов сов­па­да­ют. Значит, это оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные.

Таблица с примерами

 ОдушевлённыеНеодушевлённые
Вопроскто?что?
ЗначениеОбозначают назва­ния пред­ме­тов
живой при­ро­дынежи­вой при­ро­ды
ФормулаВ.п. = Р.п (во мн.

чис­ле)

В.п. = И.п. (во мн. чис­ле)
ПримерыИ.п уче­ни­ки
Р.п. уче­ни­ков
В.п. уче­ни­ков
И.п. сто­лы
Р.п. сто­лов
В.п.

сто­лы

Укажем, что в соот­вет­ствии с этой грам­ма­ти­че­ской фор­му­лой к оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным отно­сят так­же:

  • назва­ния кукол, меха­низ­мов, похо­жих на чело­ве­ка (нева­ляш­ка, мат­рёш­ка, робот, Чебурашка, Щелкунчик, кук­ла);
  • назва­ния мифи­че­ских и ска­зоч­ных существ (Марс, Гера, фея, ангел, леший, баба-яга);
  • назва­ния карт, шах­мат­ных фигур (валет, король, конь, ладья);
  • сло­ва в пере­нос­ном зна­че­нии, назы­ва­ю­щие чело­ве­ка (язык);
  • сло­ва «мерт­вец», «покой­ник», «утоп­лен­ник» (но не «труп»).

Чаще все­го оду­шев­лен­ны­ми явля­ют­ся суще­стви­тель­ные жен­ско­го и муж­ско­го рода. У суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода, но не слов жен­ско­го рода, так­же сов­па­да­ют фор­мы роди­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла:

  • р. п. совет (кого?) друга — в. п. позо­ву (кого?) друга;
  • р. п. голос (кого?) настав­ника — в. п. слу­шаю (кого?) настав­ника.

Неодушевленные суще­стви­тель­ные назы­ва­ют

  • пред­ме­ты (авто­мо­биль, стул, тет­радь);
  • явле­ния при­ро­ды (гро­за, раду­га, ливень, град, мороз);
  • рас­те­ния (бере­за, оду­ван­чик, кра­пи­ва, лан­дыш);
  • сово­куп­ность живых существ (моло­дёжь, детво­ра, род­ня, армия).

У неоду­шев­лен­ных суще­стви­тель­ных сов­па­да­ют фор­мы име­ни­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла.

И. п. мн.ч. = в. п. мн.ч.

Убедимся:

  • и. п. рас­тут (что?) берёзы — в. п. рису­ем (что?) берёзы;
  • и. п. сто­ят (что?) толпы — в. п. вижу (что?) толпы;
  • и. п. летят (что?) стаи — в. п. смот­рят (на что?) на стаи

Средняя оценка: 5.Проало: 5

Источник: https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/neodushevlennye-suschestvitelnye.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.