Трагедия антигона читать краткое содержание

Антигона

Трагедия антигона читать краткое содержание

В Афинах говорили: «Выше всего в жизни людской — закон, и неписаный закон — выше писаного».

Неписаный закон — вечен, он дан природой, на нем держится всякое человеческое общество: он велит чтить богов, любить родных, жалеть слабых.

Писаный закон — в каждом государстве свой, он установлен людьми, он не вечен, его можно издать и отменить. О том, что неписаный закон выше писаного, сочинил афинянин Софокл трагедию «Антигона».

Был в Фивах царь Эдип — мудрец, грешник и страдалец. По воле судьбы ему выпала страшная доля — не ведая, убить родного отца и жениться на родной матери.

По собственной воле он казнил себя — выколол глаза, чтоб не видеть света, как не видел он своих невольных преступлений.

По воле богов ему было даровано прощение и блаженная смерть, О жизни его Софокл написал трагедию «Царь Эдип», о смерти его — трагедию «Эдип в Колоне».

Продолжение после рекламы:

От кровосмесительного брака у Эдипа было два сына — Этеокл и Полиник — и две дочери — Антигона и Исмена. Когда Эдип отрёкся от власти и удалился в изгнание, править стали вдвоём Этеокл и Полиник под надзором старого Креонта, свойственника и советника Эдипа.

Очень скоро братья поссорились: Этеокл изгнал Полиника, тот собрал на чужой стороне большое войско и пошёл на Фивы войной. Был бой под стенами Фив, в поединке брат сошёлся с братом, и оба погибли. Об этом Эсхил написал трагедию «Семеро против Фив».

В концовке этой трагедии появляются и Антигона и Исмена, оплакивающие братьев. А о том, что было дальше, написал в «Антигоне» Софокл.

После гибели Этеокла и Полиника власть над Фивами принял Креонт.

Первым его делом был указ: Этеокла, законного царя, павшего за отечество, похоронить с честью, а Полиника, приведшего врагов на родной город, лишить погребения и бросить на растерзание псам и стервятникам.

Это было не в обычае: считалось, что душа непогребенного не может найти успокоения в загробном царстве и что мстить беззащитным мёртвым — недостойно людей и неугодно богам. Но Креонт думал не о людях и не о богах, а о государстве и власти.

Брифли существует благодаря рекламе:

Но о людях и о богах, о чести и благочестии подумала слабая девушка — Антигона. Полиник ей такой же брат, как Этеокл, и она должна позаботиться, чтобы душа его нашла такое же загробное успокоение.

Указ ещё не оглашен, но она уже готова его преступить. Она зовёт свою сестру Исмену — с их разговора начинается трагедия.

«Поможешь ли ты мне?» — «Как можно? Мы — слабые женщины, наш удел — повиновение, за непосильное нет с нас спроса:

богов я чту, но против государства не пойду». — «Хорошо, я пойду одна, хотя бы на смерть, а ты оставайся, коли не боишься богов». — «Ты безумна!» — «Оставь меня одну с моим безумьем». — «Что ж, иди; все равно я тебя люблю».

Входит хор фиванских старейшин, вместо тревоги звучит ликование: ведь одержана победа, Фивы спасены, время праздновать и благодарить богов. Навстречу хору выходит Креонт и оглашает свой указ:

герою — честь, злодею — срам, тело Полиника брошено на поругание, к нему приставлена стража, кто нарушит царский указ, тому смерть.

И в ответ на эти торжественные слова вбегает стражник со сбивчивыми объяснениями: указ уже нарушен, кто-то присыпал труп землёю — пусть символически, но погребение совершилось, стража не уследила, а ему теперь отвечать, и он в ужасе. Креонт разъярён: найти преступника или страже не сносить голов!

«Могуч человек, но дерзок! — поёт хор. — Он покорил землю и море, он владеет мыслью и словом, он строит города и правит; но к добру или к худу его мощь? Кто правду чтит, тот хорош; кто в кривду впал, тот опасен». О ком он говорит: о преступнике или о Креонте?

Вдруг хор умолкает, поражённый: возвращается стражник, а за ним — пленная Антигона.

«Мы смахнули с трупа землю, сели сторожить дальше, и вдруг видим: приходит царевна, плачет над телом, вновь осыпает землёю, хочет совершить возлияния, — вот она!» — «Ты преступила указ?» — «Да, ибо он не от Зевса и не от вечной Правды: неписаный закон выше писаного, нарушить его — страшнее смерти; хочешь казнить — казни, воля твоя, а правда моя».

 — «Ты идёшь против сограждан?» — «Они — со мною, только тебя боятся». — «Ты позоришь брата-героя!» — «Нет, я чту брата-мертвеца». — «Не станет другом враг и после смерти». — «Делить любовь — удел мой, не вражду». На их голоса выходит Исмена, царь осыпает и ее упрёками: «Ты — пособница!» — «Нет, сестре я не помогала, но умереть с ней готова».

 — «Не смей умирать со мной — я выбрала смерть, ты — жизнь». — «Обе они безумны, — обрывает Креонт, — под замок их, и да исполнится мой указ». — «Смерть?» — «Смерть!» Хор в ужасе поёт: божьему гневу нет конца, беда за бедой — как волна за волной, конец Эдипову роду: боги тешат людей надеждами, но не дают им сбыться.

Креонту непросто было решиться обречь на казнь Антигону. Она не только дочь его сестры — она ещё и невеста его сына, будущего царя. Креонт вызывает царевича: «Твоя невеста нарушила указ;

смерть — ей приговор. Правителю повиноваться должно во всем — в законном и в незаконном. Порядок — в повиновении; а падёт порядок — погибнет и государство».

 — «Может быть, ты и прав, — возражает сын, — но почему тогда весь город ропщет и жалеет царевну? Или ты один справедлив, а весь народ, о котором ты печёшься, — беззаконен?» — «Государство подвластно царю!» — восклицает Креонт.

«Нет собственников над народом», — отвечает ему сын. Царь непреклонен: Антигону замуруют в подземной гробнице, пусть спасут ее подземные боги, которых она так чтит, а люди ее больше не увидят, «Тогда и меня ты больше не увидишь!» И с этими словами царевич уходит.

«Вот она, сила любви! — восклицает хор. — Эрот, твой стяг — знамя побед! Эрот — ловец лучших добыч! Всех покорил людей ты — и, покорив, безумишь…»

Антигону ведут на казнь. Силы ее кончились, она горько плачет, но ни о чем не жалеет. Плач Антигоны перекликается с плачем хора.

«Вот вместо свадьбы мне — казнь, вместо любви мне — смерть!» — «И за то тебе вечная честь: ты сама избрала себе путь — умереть за божию правду!» — «Заживо схожу я в Аид, где отец мой Эдип и мать, победитель брат и побеждённый брат, но они похоронены мёртвые, а я — живая!» — «Родовой на вас грех, гордыня тебя увлекла: неписаный чтя закон, нельзя преступать и писаный». — «Если божий закон выше людских, то за что мне смерть? Зачем молиться богам, если за благочестие объявляют меня нечестивицей? Если боги за царя — искуплю вину; но если боги за меня — поплатится царь». Антигону уводят; хор в длинной песне поминает страдальцев и страдалиц былых времён, виновных и невинных, равно потерпевших от гнева богов.

Царский суд свершён — начинается божий суд. К Креонту является Тиресий, любимец богов, слепой прорицатель — тот, который предостерегал ещё Эдипа.

Не только народ недоволен царской расправой — гневаются и боги: огонь не хочет гореть на алтарях, вещие птицы не хотят давать знамений.

Креонт не верит: «Не человеку бога осквернить!» Тиресий возвышает голос: «Ты попрал законы природы и богов: мёртвого оставил без погребения, живую замкнул в могиле! Быть теперь в городе заразе, как при Эдипе, а тебе поплатиться мёртвым за мёртвых — лишиться сына!» Царь смущён, он впервые просит совета у хора; уступить ли? «Уступи!» — говорит хор. И царь отменяет свой приказ, велит освободить Антигону, похоронить Полиника: да, божий закон выше людского. Хор поёт молитву Дионису, богу, рождённому в Фивах: помоги согражданам!

Но поздно. Вестник приносит весть: нет в живых ни Антигоны, ни жениха ее. Царевну в подземной гробнице нашли повесившейся; а царский сын обнимал ее труп. Вошёл Креонт, царевич бросился на отца, царь отпрянул, и тогда царевич вонзил меч себе в грудь. Труп лежит на трупе, брак их совершился в могиле. Вестника молча слушает царица — жена Креонта, мать царевича; выслушав, поворачива-

ется и уходит; а через минуту вбегает новый вестник: царица бросилась на меч, царица убила себя, не в силах жить без сына. Креонт один на сцене оплакивает себя, своих родных и свою вину, и хор вторит ему, как вторил Антигоне: «Мудрость — высшее благо, гордыня — худший грех, спесь — спесивцу казнь, и под старость она неразумного разуму учит». Этими словами заканчивается трагедия.

Пересказал М. Л. Гаспаров. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 848 с.

Источник: https://briefly.ru/sofokl/antigona/

Софокл «Антигона» – краткое содержание – Русская историческая библиотека

Трагедия антигона читать краткое содержание

В трагедии Софокла «Антигона» (см. её анализ) рассказывается о трагической судьбе одной великодушной девушки.

Сын Эдипа Полиник после того, как отец его терзаемый муками раскаяния отец оставил фиванский трон, был изгнан из Фив собственным братом Этеоклом, который и воцарился там.

Разгневанный Полиник бежал в Аргос, к царю Адрасту, и вместе устроил Поход Семерых героев на родной город. Фивы подверглись опасной осаде, но смогли устоять. Из семерых главных их врагов спасся один Адраст.

Этеокл и Полиник убили друг друга на поединке у городских стен. Царём Фив сделался теперь их брат их матери, Иокасты, Креонт.

Фиванцы устроили роскошные похороны Этеоклу и всем остальным павшим во время обороны воинам, а Полиника Креонт приказал лишить погребения, как изменника, приведшего иноземное войско в родную землю.

Труп его лежал у городских стен в поле, оставленный на растерзание хищникам и птицам. Без похорон обречена была душа Полиника на вечное скитание, не могла она найти успокоение в царстве душ умерших.

Антигона. Художник Ф. Лейтон, 1882

Благородная, готовая на самопожертвование дочь Эдипа Антигона страдала видя бесчестие, на которое обрекли ее брата. Несмотря ни на что, решила она сама предать земле тело Полиника.

Смерть, которой грозил Креонт всякому, кто осмелится предать земле Полиника, совершив все погребальные обряды, ее не пугала. Антигона звала идти с собою и сестру Исмену, но эта робкая девушка не решилась помочь ей, страшась гнева Креонта.

Она даже уговоривала Антигону не идти наперекор воле царя Фив, напоминала об участи, которая постигла их мать и братьев. Неужели Антигона хочет погубить себя?

Не послушалась Исмены Антигона: она готова одна исполнить долг пред братом, безропотно вынести все, лишь бы не остался Полиник непогребенным. И Антигона исполнила свой замысел.

Вскоре узнал Креонт, что нарушено его повеление. Один из стражей рассказал ему, что кто-то тайно пришел к трупу Полиника и, засыпав его землей, совершил похоронный обряд. В страшный гнев пришел Креонт, он грозил стражу страшными пытками, если он и его товарищи не найдут того, кто совершил похоронный обряд над трупом Полиника; он клялся самим Зевсом исполнить свою угрозу.

Стража пошла к трупу Полиника, сбросила с него землю и села невдалеке на холме. В полдень поднялась буря, вихрь закружил облака пыли, но когда буря промчалась, увидела стража склонившуюся над трупом девушку, которая оплакивала Полиника. Стража схватила ее и повела к Креонту. Эта девушка была Антигона.

Мифы древней Греции. Антигона. Та, что сказала “нет”

Гневными словами встретил её родной дядя, Креонт. Антигона и не думала отрицать, что нарушила повеление Креонта, но зато выполнила закон богов и долг перед братом. Смерть не страшила ее, она жаждала смерти, так как жизнь ее была полна лишь скорби. В страшном гневе грозил Креонт казнить не только Антигону, но и Исмену, которая, как он уверен, была помощницей Антигоны.

Услыхав, что и Исмену хочет предать смерти Креонт, Антигона содрогнулась от ужаса. Слуги пошли за Исменой. Вот показалась она на пороге дворца. Катятся из глаз Исмены слезы скорби по сестре.

На вопрос Креонта всегда робкая Исмена, узнав, что смерть грозит ее сестре, нашла в себе мужество разделить с Антигоной ее участь. Твердо отвечает она Креонту, что тоже принимала участие в совершении погребальных обрядов над трупом Полиника.

Не хочет Антигона, чтобы ни в чем не повинная Исмена пострадала вместе с ней. Напрасно молит ее Исмена:

– О, сестра, не отвергай меня, не говори, что я недостойна умереть с тобой! Разве имеет смысл для меня жизнь без тебя? Не оскорбляй меня!

Софокл. Антигона. Спектакль театра «Отражение», 1993

Но Антигона отвечает сестре:

– Нет, ты не должна умереть со мной! Не должна называть своим тот поступок, который ты не совершала! Довольно будет и одной моей смерти!

Исмена молит Креонта пощадить Антигону, она молит его подумать о том, что он ведь обрекает на смерть невесту собственного сына Гемона. Но Креонта не трогают мольбы Исмены. Он отвечает, что не позволит Гемону взять в жены преступницу. Нет, Антигона должна умереть, смерть разлучит ее с Гемоном.

Креонт велит своим слугам увести Антигону и Исмену во дворец и там стеречь их, чтобы не попытались они спастись бегством. Увели дочерей Эдипа слуги. Молча стояли граждане. Они сочувствовали Антигоне. Права была Антигона, сказав Креонту, что не обвинил бы ее народ за погребение Полиника, если бы не сковал ему уста страх пред властолюбивым Креонтом.

Сын Креонта, юный Гемон, узнав, какая участь грозит его невесте, приходит к отцу и просит помиловать Антигону. Гемон знает, что весь народ жалеет невинную Антигону, что ропщет он на то, что за благочестивый подвиг грозит ей смерть. Гемон просит отца не упорствовать и признать свое заблуждение.

– Невинной считают Антигону все в Фивах! – смело говорит Креонту Гемон. – Отец, я вижу, что ты склонен к неправде! Ты нарушил сам закон богов!

Все больше разгорается Креонт гневом; он думает, что лишь любовь к Антигоне заставляет Гемона так защищать ее. В гневе кричит он на сына:

– О, ты думаешь, как презренный раб женщин!

– Нет! – отвечает Гемон. – Но ты никогда не увидишь, чтобы я сочувствовал злому делу!

Но Креонт говорит, что твердо решил казнить Антигону.

Услыхав это, Гемон говорит:

– Если она умрет, то повлечет за собой смерть другого.

Но Креонт не знает уже предела своему гневу. Он велит воинам привести Антигону и убить ее здесь, на глазах у Гемона.

– Нет, не умрет она на моих глазах! – восклицает Гемон. – Никогда не увидишь ты меня больше, отец! Ты можешь один безумствовать среди твоих льстивых друзей!

С этими словами ушел Гемон. Напрасно граждане предостерегали Креонта, что лишь беду сулит гнев его сына, – Креонт непреклонен.

Вот ведут уже Антигону на ужасную казнь. Креонт решил похоронить ее живой в гробнице Лабдакидов. Идет в последний свой путь Антигона. Живой будет замурована она в гробнице; не будет она принадлежать ни жизни, ни смерти. Не сопровождают ее друзья; не оплакав, уводят ее на смерть. Больше не увидит она ясного света.

Только увели Антигону, как, ведомый мальчиком, приходит к Креонту слепой прорицатель Тиресий. Зловещие знамения даны были ему богами во время жертвоприношений. Боги разгневаны тем, что труп убитого не погребен, что птицы и псы всюду разносят куски разлагающегося трупа.

Креонт в безумном упорстве не слушает даже Тиресия, который советует ему предать земле труп Полиника. Он говорит, что даже если орел самого Зевса занесет кусок тела к самому трону громовержца, то и тогда останется труп Полиника непогребенным. Креонт обвиняет Тиресия в том, что он подкуплен, что он из корысти дает ему советы.

Разгневанный Тиресий грозно говорит Креонту, что во всем виноват лишь он сам: он оскорбил богов тем, что заключил Антигону живой в гробницу, обесчестил труп Полиника. За это покарают его боги. Весь дом Креонта погрузится в печаль, кара постигнет того, кто дороже всех Креонту. Отомстят Креонту не знающие пощады Эринии.

Ничто не спасет его от ужасного мщения.

Испугали Креонта слова вещего Тиресия. Он отменил свой приказ не предавать погребению труп Полиника. Сам спешит в поле Креонт и совершает погребальные обряды и молит Аида и Гекату не гневаться на него и Фивы. Совершив погребение, идет Креонт со свитой к гробнице Лабдакидов, чтобы вывести оттуда Антигону. Но уже поздно! Свив петлю из своей одежды, повесилась Антигона.

Креонт застает в гробнице плачущего над трупом невесты Гемона. На глазах у отца Гемон пронзает себе грудь мечом и мертвым падает на труп невесты. В отчаянии Креонт – он потерял своего последнего сына. Горько плачет он над его трупом.

Тем временем вестник принес и жене Креонта, Эвридике, весть о смерти Гемона. Молча выслушала его Эвридика и ушла во внутренние покои дворца. Там убила она себя, пронзив, как и Гемон, грудь свою мечом.

Лишь только покончила с собой Эвридика, как ко дворцу приходит Креонт с трупом сына на руках. Здесь, у дворца, ждет его новое ужасное горе, – он узнает о смерти жены. Сломлен гордый, властолюбивый дух Креонта. В отчаянии зовет он смерть, чтобы хоть она прекратила его страдания. Всех, кого любил, потерял Креонт.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/5635-sofokl-antigona-kratkoe-soderzhanie

Жан Ануй – Антигона

Трагедия антигона читать краткое содержание
(сценическая редакция В. Агеева)

Антигона

Креон

Гемон

Исмена

Эвридика

Кормилица

Стражники

Хор

При поднятии занавеса все ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА на сцене.

Они разговаривают, вяжут, играют в карты.

От них отделяется ХОР и выходит вперед.

ХОР. Я мог бы жить и по ту сторону перегородки, разделяющей положительное и отрицательное.

В общем-то, мне кажется, что я поднялся над такими разделениями и создаю некую гармонию двух этих начал, выраженную пластически, но не в категориях этики. Говоря по существу, мы, конечно, еще не начинали жить.

Мы уже не животные, но, несомненно, еще не люди. С той поры, как возникло искусство, об этом твердил нам каждый великий художник.

Ну что ж, начнем, Эти персонажи сейчас сыграют перед вами трагедию об Антигоне. Антигона — маленькая худышка, что сидит вон там, уставившись в одну точку и молчит. Она думает.

Она думает, что вот сейчас станет Антигоной, что из худой, смуглой и замкнутой девушки, которую никто в семье не принимал всерьез, внезапно превратится в героиню и выступит одна против целого мира, против царя Креона, своего дяди. Они думает, что умрет, хотя молода и очень хотела бы жить.

Но ничего не поделаешь: ее зовут Антигоной, и ей придется сыграть свою роль до конца… С той минуты, как поднялся занавес, она чувствует, что с головокружительной быстротой удаляется от сестры Исмены, которая смеется и болтает с молодым человеком; от всех нас, спокойно глядящих на нее, — мы ведь не умрем сегодня вечером.

Юноша, беседующий с белокурой счастливой красавицей Исменой, — Гемон, сын Креона. Он жених Антигоны. Все влекло его к Исмене: любовь к танцам и играм, желание счастья и удачи и чувственность тоже, ведь Исмена гораздо красивее Антигоны.

Но однажды вечером на балу, где он танцевал только с Исменой, которая была ослепительна в своем новом платье, он отыскал Антигону, мечтавшую, сидя в уголке, — в той же позе, что и сейчас, обхватив руками колени, — и попросил ее стать его женой. Почему? Этого никто никогда не мог понять.

Антигону это удивило, она подняла на него свои серьезные глаза и, грустно улыбнувшись, дала свое согласие… Оркестр начинал новый танец. Там, в кругу других юношей, громко смеялась Исмена. А он, он теперь должен был стать мужем Антигоны.

Он не знал, что на свете никогда не будет мужа Антигоны и что этот высокий титул давал ему лишь право на смерть.

Крепкий седой мужчина, о чем-то размышляющий, рядом с которым стоит юный прислужник, — это Креон. Он царь. Лицо его в морщинах, он утомлен; ему выпала нелегкая роль — управлять людьми.

Раньше, во времена Эдипа, когда он был всего лишь первым вельможей при дворе, он любил музыку, красивые переплеты, любил бродить по антикварным лавочкам в Фивах. Но Эдип и его сыновья умерли.

Креон бросил свои книги и безделушки, засучил рукава и стал на их место.

Иной раз вечером он чувствует усталость и спрашивает себя, не бесполезное ли это занятие — управлять людьми? Не лучше ли поручить эту грязную другим, тем, которые не привыкли много раздумывать… Но утром перед ним снова возникают вопросы, которые требуют срочного решения, и он встает, спокойный, как рабочий на пороге трудового дня.

Пожилая женщина, что стоит рядом с кормилицей, воспитавшей обеих сестер, и вяжет, — это Эвридика, жена Креона. Она будет вязать на протяжении всей трагедии, пока не наступит ее черед идти умирать. Она добрая, любящая, полна достоинства, но не может быть мужу подмогой.

Наконец, трое мужчин, играющих в карты, сдвинув шапки на затылок, — это стражники. Они, в сущности, неплохие парни; у каждого из них, как у всех людей, есть жена, дети, мелкие заботы, но уже будьте спокойны, они в любую минуту схватят обвиняемых. Но сейчас они служат Креону — до тех пор, пока новый владыка Фив, должным образом облеченный властью, в свою очередь не прикажет арестовать его.

А теперь, когда вы познакомились со всеми героями, мы приступим к трагедии. Она начинается с момента, когда сыновья Эдипа, Этеокл и Полиник, которые должны были поочередно, в течение года каждый, править Фивами, вступили в борьбу и убили друг друга под стенами города.

Этеокл, старший, по окончании срока своего правления отказался уступить место брату. Семь чужеземных царей, которых Полиник перетянул на свою сторону, были разбиты перед семью вратами Фив.

Теперь город спасен, враждовавшие братья погибли, и Креон, новый царь, повелел старшего брата, Этеокла, похоронить торжественно, с почестями, а тело Полиника, это бунтовщика, бродяги, бездельника, не оплаканное и не похороненное, оставить на растерзание воронам и шакалам. Всякий, кто осмелится предать его земле, будет безжалостно осужден на смерть.

Пока ХОР говорит, ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА одно за другим покидают сцену. ХОР тоже скрывается. Освещение на сцене меняется. Мертвенно-бледный рассвет проникает в спящий дом. 

АНТИГОНА приоткрывает дверь и выходит на цыпочках, босиком, держа сандалии в руках. На мгновение она останавливается, прислушивается.

Появляется КОРМИЛИЦА.

КОРМИЛИЦА. Откуда ты?

АНТИГОНА. С прогулки, няня. До чего же было красиво! Сначала все кругом серое… Но сейчас — ты представить себе не можешь — все стало розовым, желтым, зеленым, словно на цветной открытке. Нужно вставать пораньше, няня, если хочешь увидеть мир без красок. (Собирается уйти.)

КОРМИЛИЦА. Я встала, когда было еще совсем темно, пошла в твою комнату посмотреть, не сбросила ли ты во сне одеяло, глядь — а постель пуста!

АНТИГОНА. Сад еще спал. Я застала его врасплох, няня. Он и не подозревал, что я любуюсь им. Как красив сад, когда он еще не думает о людях!

КОРМИЛИЦА. Ты ушла. Я побежала к дверям: ты оставила их полуоткрытыми.

АНТИГОНА. Поля были мокрые от росы и чего-то ожидали. Все кругом чего-то ожидало. Я шла одна по дороге, звук моих шагов гулко отдавался в тишине, и мне было неловко — ведь я прекрасно знала, что ждут не меня. Тогда я сняла сандалии и осторожно проскользнула в поле, так что оно мне не заметило.

КОРМИЛИЦА. Придется тебе вымыть ноги, прежде чем ты ляжешь в постель.

АНТИГОНА. Я больше не лягу.

КОРМИЛИЦА. Но ты ведь поднялась в четыре часа! Даже четырех не было!

АНТИГОНА. Если каждое утро вставать так рано, наверно, всегда будет так же приятно выйти первой в поле. Правда, няня?

Источник: https://libking.ru/books/poetry-/dramaturgy/126506-zhan-anuy-antigona.html

Анализ и краткое содержание:

Трагедия антигона читать краткое содержание

Сегодня темой нашей статьи станет античная трагедия, точнее ее анализ и краткое содержание. «Антигона» – пьеса древнегреческого драматурга Софокла, который позаимствовал идею сюжета из фиванского цикла мифов.

Предисловие

Место действия произведения – древние Фивы. Однако следует обратиться к предисловию, прежде чем начать излагать краткое содержание. «Антигона», как отмечалось выше, построена на сюжете античного мифа.

Но это не единственное произведение автора на мифологической основе. Можно сказать, что драматург написал целый цикл, посвященный этим сказаниям. И «Антигона» – далеко не первое произведение в нем.

Именно поэтому требуется краткая предыстория того, что происходило до момента начала действия нашей трагедии.

Этот цикл рассказывает историю фиванского царя Эдипа. Это был человек, сочетавший в себе мудрость, греховность и мученичество. На долю его выпало много страданий – он, не ведая, убил своего отца, а затем женился на его вдове, то есть своей матери. Узнав об этом, он наказал себя, выколов глаза, дабы не видеть окружающий мир, так же как не видел своего преступления.

Эти события описывает другая трагедия Софокла. «Антигона», краткое содержание которой будет представлено ниже, обращается к событиям, произошедшим уже после того, как Эдип был прощен богами.

Кроме того, главная героиня нашей истории является дочерью греховного союза Эдипа со своей матерью. Также у Антигоны было два брата – Полиник и Этеокл, а также сестра – Исмена. После смерти отца Этеокл становится царем, но Полигоник восстает против его власти.

Итогом этого военного конфликта становится гибель обоих братьев.

С этого момента и начинаются события, описанные в нашей трагедии.

Софокл «Антигона»: краткое содержание

После того как погибли Полиник и Этеокл, властью над Фивами завладел Креонт, который был советником Эдипа и братом его жены.

Первым же указом новый правитель велит со всеми почестями похоронить законного царя Этеокла, а восставшего против него Полиника бросить на растерзание стервятникам и псам, ибо он привел войну в собственную страну.

Это было страшным наказанием, так как считалось, будто душа непогребенного обречена на вечные скитания и не сможет уже никогда попасть в загробное царство. Также считалось, что недостойно мстить мертвецам, такой поступок порочит людей и неугоден богам.

Однако Креонт думал не о богах и не о людях. Его больше заботило удержание полученной власти и процветание своего нового государства.

Антигона

Продолжаем описывать краткое содержание. Антигона – дочь Эдипа, в отличие от Креонта, думала и о чести, и о богах, и о людях. Полиник приходился ей таким же братом, как и Этеокл, поэтому ее долгом было позаботиться о его теле и душе. И ради этого она готова ослушаться приказа царя.

Антигона призывает к себе Исмену. Но сестра не соглашается пойти против государства, ведь она всего лишь слабая девушка. Тогда Антигона решает действовать одна. В этой сцене Софокл показывает силу, мужество и верность богам, которые несет в себе хрупкая, но смелая Антигона.

Краткое содержание описывает появление хора фиванских старейшин, в голосах которых слышно ликование – теперь Фивы спасены, государство не падет жертвой разгневанных богов. Навстречу старейшинам выходит Креонт, который оглашает свое решение: героя похоронить, а злодея предать поруганию. Если же кто-то нарушит указ, его будет ждать смерть.

В этот момент появляется стражник, он сообщает, что указ только что был нарушен. Прислуга не успела, труп был присыпан землей.

Гнев Креонта

Не всегда однозначно оценивает поступки своих героев Софокл. «Антигона» (краткое содержание излагается в данный момент) – классическая трагедия, которая изобилует хоровыми вставками в повествование.

Так, когда разъяренный Креонт требует разыскать преступника, запевает хор.

В песне говорится о могучем человеке, который несмотря на то, что покорил землю и море, может быть оценен только одним мерилом – «кто правду чтит, тот хорош; кто в кривду впал – опасен». И непонятно – о преступнике или о царе поет хор.

Стража приводит пленную Антигону. Девушка признается в содеянном и нисколько не раскаивается, считая, что правда за ней. Появляется Исмена, она невиновна, но готова разделить участь сестры. Креонт велит запереть их обоих.

Приговор

Креонту тяжело издать указ о смерти, что хорошо иллюстрирует краткое содержание. Антигона – не только его племянница, но и невеста сына, будущего царя Фив. Поэтому он зовет к себе царевича и рассказывает о свершившемся нарушении.

Однако сын возражает – если Антигона неправа, тогда почему весь город ей сочувствует и ропщет на жестокость нового царя. Однако Креонт непреклонен – девушка будет замурована в подземелье.

На это царевич отвечает, что отец больше никогда его не увидит.

Казнь

Готовится к казни Антигона. Краткое содержание по главам рассказывает о плачевном состоянии девушки. Ее покидают силы, ее жизнь окончена, однако ни о чем не жалеет героиня. Плач девушки перекликается с песней хора, в которой говорится о силе ее благочестивого поступка, за который ее будут помнить и чтить.

Антигона исполнила божеский закон, пренебрегая законом людей – за это ей слава. Однако девушка вопрошает, почему должна умереть, если все сделала правильно, но ответа так и не получает. Последние ее слова обращены к богам, пусть они рассудят. Если она виновна, то Антигона примет свое наказание и искупит его.

Если же неправ царь, то расплата ждет его.

Стража уводит Антигону на казнь.

Суд богов

Мертва Антигона. Софокл (краткое содержание по главам это подтверждает) оставляет за сценой гибель своей героини. Зритель не видит, как замуровывают девушку, перед его взором предстают последствия этого события.

Божий суд начинается. К царю приходит Тиресий, слепой прорицатель и любимец богов. Он сообщает о том, что не только народ готов взбунтоваться против Креонта, недовольны и боги – огонь не зажигается на алтарях, отказываются давать знамения вещие птицы.

Однако царь не верит в это – человек не властен осквернить бога. На что Тересий отвечает – Креонт нарушил законы богов: мертвеца бросил непогребенным, а живую запер в могиле.

Не будет теперь в городе благополучия, а сам царь расплатится с богами, лишившись собственного сына.

https://www.youtube.com/watch?v=NqRq4YL_iWs

Царь задумывается над словами слепца – Тересий когда-то предсказал будущее Эдипа, и все сбылось в точности. Креонт отступает от своего решения. Он велит выпустить Антигону, а тело Полиника предать земле.

Хор призывает на помощь бога Диониса, который рожден был в Фивах, чтобы тот помог согражданам.

Развязка

Однако оказывается поздно что-либо менять. Антигона мертва. Девушка повесилась в подземной гробнице, а царевич обнимал ее мертвое тело. Когда в склеп вошел Креонт, сын набросился на него. Царь успел отпрянуть, и тогда царевич вонзил меч в свою грудь.

Царевна, жена Креонта, молча выслушивает весть о гибели сына. Когда рассказ оканчивается, она разворачивается и, также не проронив ни слова, уходит. Через мгновение на сцене появляется новый слуга, сообщая страшную весть – царица покончила с собой, не в силах перенести гибель сына.

Креонт остается один на сцене, оплакивая родных и виня себя в произошедшем. Пьеса заканчивается песней хора: «Мудрость – высшее благо… Спесь – спесивцу казнь».

Так завершается трагедия Софокла «Антигона». Краткое содержание, таким образом, подошло к концу, теперь приступим к анализу пьесы.

Образ Антигоны

Софокл наделил свою героиню такими чертами характера, как сила воли, верность древним традициям, преданность своему роду, смелость. Антигона абсолютно уверена в том, что на ее стороне правда, и это придает ей силы. Поэтому она не боится царя Фив, ведь за ее плечами правда богов, куда более могущественная, чем земная власть.

Девушка сознательно идет на смерть, понимая, что у нее нет другого выхода. Но, как и любому человеку, ей горько расставаться с жизнью, особенно в таком юном возрасте. Она не успела стать ни женой, ни матерью. Несмотря на это, сила ее убежденности в собственной правоте не ослабевает. Героиня гибнет, но остается победительницей в споре с Креонтом.

Основной конфликт

Пьеса строится на конфликте родового закона, который нигде не писан, и закона государства. Религиозные верования, уходящие корнями в глубокое прошлое, верность традициям и память предков вступают в противоречие с недолговечной земной властью.

Во времена Софокла законы полиса, которые обязан был исполнять каждый гражданин, часто расходились с родовыми традициями, что приводило к множеству конфликтов.

Именно на эту проблему решил обратить внимание драматург и показать, к чему она может привести.

Таким образом, только в согласии государства и религии видел выход из этой ситуации Софокл. «Антигона», в сокращении представленная здесь, стала своеобразным призывом к объединению двух могучих сил, конфликты между которыми неминуемо ведут к гибели.

Источник: https://fb.ru/article/225369/analiz-i-kratkoe-soderjanie-antigona

Краткое содержание Софокл Антигона

Трагедия антигона читать краткое содержание

Главной героиней данной трагедии становится Антигона – одна из дочерей царя Эдипа. Того самого, который убил собственного отца, женился на своей матери, тем самым прогневив богов, обрек своих детей на неминуемую смерть. В трагедии поднимается вопрос о том, что важнее: «закон писаный или неписаный», первый нам диктуют боги, второй – приказывает исполнять царь.

После того, как Эдип, выколов себе глаза, уходит из Фив и умирает, к власти приходят его сыновья – Полиник и Этеокл. Но между ними разгорается вражда и Полиник решает собрать войско, чтобы отвоевать власть себе.

В схватке погибают оба брата, после чего трон занимает Креонт, который был советником Эдипа, а его сын должен был стать супругом Антигоны. Став царем К. решает наказать изменника Полиника, лишив его тело погребения, а Этеокла, как царя-героя похоронить со всеми почестями.

Но в то время было не в обычаях лишать тело захоронения, тем самым душа непогребенного обрекалась на вечные муки, так как не могла найти себе места в загробном мире. Подобная мера была недостойна людей и неугодна богам, так мертвый уже был беззащитен. Но К.

не думает о законах небес, он следует интересам власти и государства.

Об этой жестокости узнает Антигона и решается пойти против воли новоиспечённого правителя. Ведь она одинаково сильно любит обоих братьев, и никак не может допустить, чтобы один из них, даже являясь предателем, испытывал муки после своей гибели.

 Она просит о помощи свою сестру Исмену, но так отказывается, ссылаясь на то, что все в государстве должны повиноваться писаным законам. Между тем в Фивах праздник, ведь враги были разбиты, К. объявляет свое решение народу, приказывает взять под стражу тело изменника.

Но врывается один из слуг, он докладывает, что приказ владыки нарушен, и тело уже кто-то немного присыпал землей. Обряд совершен не полностью, но формально захоронение осуществилось. Царя в ярости приказывает найти того, кто посмел ослушаться его приказа, иначе пострадают все стражники, которые охраняли тело.

Спустя некоторое время к Креонту приводят Антигону, она не отказывается от того, что именно она совершила данное преступление. Стражники рассказывают, что вернувшись к мертвецу, смахнули с него насыпанную землю и продолжили дежурство, но тут появилась его сестра, начала плакать и вновь осыпать его землей.

 Царевна напоминает К., что выше всего стоит закон богов, а он его нарушил. К. непреклонен, он решает наказать и её – замуровать заживо в пещере.

 В это момент появляется Исмена, которая готова разделить с сестрой её страшную участь. К. обвиняет Исмену в пособничестве, но та говорит, что не причем. Антигона отговаривает её, желая взять все на себя.

 Вызвав к себе своего сына, жениха Антигоны, царь сообщает ему о своем решении, ссылаясь на то, что это необходимо для того, чтобы в стране был порядок. Сын возмущен, ведь народ тоже противится, столь жестокому решению К., сын говорит, что будет с любимой до конца.

 Отец обвиняет во всем Эрота, что тот туманит разум людской. Приказ приводят в исполнение, Полиника оставляют без погребения, а Антигону замуровывают в пещере.

Девушка плачет, говорит о том, что вместо свадьбы её подписан смертный приговор, за то, что она следовала воле богов, но она не сожалеет о содеянном, она уже готова встретиться в царстве Аида и с матерью и с отцом. Она не понимает в чем её вина, и для чего же тогда покланяться богам, если её теперь считают нечестивой.  

И тут к царю является посланник богов. Он говорит о том, что боги не довольны таким ходом событий. В храмах не загораются священные огни, птицы перестали предсказывать происходящие события.

Посланник говорит и о том, что за нарушение «неписанных законов» , а именно за каждую смерть, Креонт поплатиться новой смертью. В это время слуги пытаются найти сына К., нигде его не обнаружив, сообщают об этом царю.

Тот принимает решение исполнить волю богов, но уже слишком поздно.

Открыв проход в пещеру, Антигону находят мертвой. Она решила повеситься, у ее ног сидит сын К., едва увидев отца, он бросается к нему, но тот не отвечает взаимностью, и сын вонзает себе в грудь меч. Это первая смерть, обещанная К. богами. Узнав о смерти наследника, жена К., не выдержав горя тоже бросается на меч.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

  • Краткое содержание Шекспир Ричард 2Пьеса под названием «Ричард 2» представляет собой захватывающую историческую трагедию, которая изложена полностью в стихотворной форме. Ориентируясь на источники можно сказать, что пьеса написана и поставлена в 1595 году, а опубликована в 1597 году.
  • Краткое содержание Шолохов Поднятая целинаВ романе «Поднятая целина», созданном советским писателем Михаилом Александровичем Шолоховым, описываются страшные события, происходившие на Дону в тридцатых годах прошлого века. Это время разгара коллективизации
  • Краткое содержание Куприн ВпотьмахХорошо сложенный молодой инженер Аларин едет домой. В одном купе вместе с ним едут, неприглядная молодая девушка и мужчина с кавказкой внешностью. Спустя немного времени этот мужчина пристаёт к девушке
  • ВампиловАлександр Валентинович Вампилов появился на свет 19 августа в 1937 году. Это великий российский драматург и прозаик, имеющий огромное творческое наследие.
  • Краткое содержание Житие Александра НевскогоВ 1221 году в семье князя Киевского и Владимирского Ярослава и супруги его Феодосии, появился на свет младенец. Ребенка нарекли Александром.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/sofokl/antigona-chitat-pereskaz

Краткое содержание «Антигона»

Трагедия антигона читать краткое содержание

Трагедия «Антигона» Софокла была написана в 442 г. д. н. э. В основе сюжета древнегреческого произведения лежит противостояние между государственными законами и сводом родовых неписаных правил.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Антигона» по главам для лучшей подготовки к уроку литературы. Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Антигона  – дочь Эдипа, милосердная, добрая девушка, ставящая долг превыше всего.

Креонт  – фиванский царь, деспотичный, суровый правитель.

Исмена  – сестра Антигоны, менее решительная, чем Антигона.

Евредика  – супруга Креонта, мать Гемона.

Гемон  – сын Креонта, жених Антигоны.

Тиресий  – слепой старец, провидец.

Этеокл и Полиник – сыновья Эдипа, убившие друг друга в борьбе за трон.

Антигона сообщает своей сестре Исмене, что «Полиника труп несчастный в поле поруганный лежит». Фиванский царь Креонт отдал приказ, чтобы никто не смел ни оплакивать, ни хоронить тело.

Антигона, вопреки приказу, хочет «своей рукою мертвого зарыть». Исмена напоминает сестре, как погиб их отец Эдип, женившийся на собственной матери и тем самым навлекший гнев богов на весь свой род.

Она предлагает смириться и не совершать необдуманных поступков.

Эписодий первый

После смерти Эдипа к власти приходят его сыновья – Этеокл и Полиник. Однако между ними разгорается борьба за власть, и Полиник собирает войско, чтобы сразиться с родным братом за трон. В решающей битве погибают оба, и власть переходит к Креонту, который при жизни царя Эдипа был его советником, и чей сын должен был взять в супруги Антигону.

https://www.youtube.com/watch?v=DEjpfEvtmDc

Став царем, «как родственник ближайший» умершего правителя, он первым делом решает сурово наказать братоубийцу Полиника и лишить его тело погребения. И вместе с тем, «героя Этеокла за то, что пал он, за страну сражаясь», новый царь хочет похоронить со всеми возможными почестями.

Креонт прекрасно понимает, насколько сурова его кара по отношению к Полинику. Считалось, что непогребенное тело обрекает душу на вечные муки в загробном мире. Однако Креонт думает, в первую очередь, об интересах государства и укрепления собственной власти.

Царь сообщает народу о своем решении и отдает приказ взять под стражу тело изменника. В этот момент появляется испуганный страж и докладывает, что мертвый Полиник формально погребен – «лишь сверху был тонким слоем пыли он покрыт». Разгневанный Креонт приказывает отыскать «виновника запретных похорон».

Эписодий второй

Вскоре к царю приводят Антигону, которая не отпирается от обвинений. Она напоминает царю о значимости законов богов, но Креонт не слушает ее. В качестве наказания он хочет замуровать девушку в пещере.

Появляется Исмена, у которой «над бровями печаль, словно туча, нависла». Она готова разделить с сестрой страшную участь. Креонт обвиняет ее в помощи Антигоне, но Исмена отрицает свое участие в погребении брата. Антигона, желая уберечь сестру от наказания, берет всю вину на себя.

Эписодий третий

Тем временем Креонт вызывает своего сына Гемона, и сообщает, что его невеста будет наказана по всей строгости – того требует порядок. Не только молодой человек возмущен таким решением – простой народ также ропщет на царя, который хочет погубить Антигону «за подвиг столь прекрасный».

Эписодий четвертый

Однако Креонт остается верен своему слову, и Антигону заживо замуровывают в пещере. Идя «в последний, подневольный путь», девушка горько плачет – не такой она представляла свою судьбу.

Ей горестно от того, что по воле Креонта ей не дано изведать «ни сладких уз супружества, ни неги материнства».

 Кроме того, она в одиночестве, «без дружеской слезы» должна встретить свою печальную участь – никто из близких не решился прийти оплакать Антигону.

Однако она не сожалеет о содеянном, поскольку поступила по совести и согласно законам богов. Антигона морально готова встретиться со своими родителями в мрачном царстве Аида.

Эписодий пятый

Тиресий сообщает Креонту о пророчестве, согласно которому над страной сгустится мгла из-за жестокого поступка царя. Боги недовольны подобным развитием событий, и готовы жестоко покарать не только Креонта, но и всех его поданных.

Слепой старец просит повелителя опомниться, и изменить свое решение: «Не в позор ошибка нет, это общий всех людей удел». Однако гордый и самолюбивый Креонт не боится небесного суда, поскольку уверен, что «не властен смертный бога осквернить».

Услышав эти слова, Тиресий сообщает царю решение богов: «Будет отдан отпрыск царской крови ответной данью мертвецам». Испугавшись за своего сына, Креонт отдает приказ как можно скорее привести его. Однако слуги нигде не могут отыскать Гемона. Понимая, что неразумно преступил грань дозволенного, Креонт соглашается выполнить волю богов, но уже слишком поздно что-то изменить.

Царь со слугами отправляется к пещере, и застает страшную картину: Антигона покончила жизнь самоубийством, повесившись на собственной повязке, а возле ее тела рыдает Гемон, проклиная «суд суровый своего отца». Не в силах смириться с тяжелой утратой, он вонзает меч себе в грудь.

Узнав о смерти горячо любимого сына, протыкает себя мечом и жена Креонта – Евредика. Перед смертью она обвиняет во всех смертях своего «детоубийцу-мужа». Креонт раздавлен обрушившимся на него горем.

В трагедии сделан акцент на том, что сколь бы ни чувствовали люди свою влияние и власть, они остаются бессильными перед судьбой, перед судом богов. Произведение учит чтить традиции, он призывает быть более милосердным и справедливым по отношению к близким.

После ознакомления с кратким пересказом «Антигона» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 55.

Источник: https://obrazovaka.ru/books/sofokl/antigona

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.