В какой стране зародились две мировые религии. Виды религий

Три основные религии мира – верования с многовековой историей

В какой стране зародились две мировые религии. Виды религий
С давних времен людям была присуща вера в высшие силы, и уже первые племена людей, жившие тысячелетия назад, имели свои верования, божества и религию.

С развитием человеческой цивилизации развивалась и религия, появлялись новые верования и течения, и нельзя однозначно сделать вывод, зависела ли религия от уровня развития цивилизации или наоборот, именно верования людей и были одним из залогов прогресса.

В современном мире существуют тысячи верований и религий, одни из которых имеют миллионы адептов, а другие – всего несколько тысяч или даже сотен верующих. 

Религия являет собой одну из форм осознания мира, которая обусловлена на вере в высшие силы.

Как правило, каждая религия включает в себя ряд морально-этических норм и правил поведения, культовых ритуалов и обрядов, а также объединяет группу верующих в организацию. Все религии опираются на веру человека во сверхъестественные силы, а также на взаимоотношения верующих с их божеством (божествами). Несмотря на кажущуюся разность религий, многие постулаты и догмы различных верований очень схожи, и особенно это заметно в сравнении основных мировых религий. 

Современные исследователи религий выделяют три основные религии мира, приверженцами которых является подавляющее большинство всех верующих людей на планете. Этими религиями являются буддизм, христианство и ислам, а также многочисленные течения, ответвления и секты, основанные на этих верованиях. Каждая из мировых религий имеет более чем тысячелетнюю историю, священное писание и ряд культов и традиций, которые следует соблюдать верующим. Что касается географии распространения данных верований, то если еще менее 100 лет назад можно было провести более-менее четкие границы и признать Европу, Америку, южную Африку и Австралию – “христианскими” частями света, северную Африку и ближний восток – мусульманскими, а государства, находящиеся в юго-восточной части Евразии – буддистскими, то сейчас с каждым годом это деление становится все более условным, так как на улицах европейских городов все чаще можно встретить буддистов и мусульман, а в светских государствах средней Азии на одной улице могут находиться христианский храм и мечеть. 

Основатели мировых религий известны каждому человеку: основателем христианства считается Иисус Христос, ислама – пророк Магомед, буддизма – Сиддхартха Гаутама, позже получивший имя Будда (просветленный).

Однако следует отметить, что христианство и ислам имеют общие корни в иудаизме, так как в веровании ислама также есть пророк Иса ибн Мариям (Иисус) и другие апостолы и пророки, чьи учения записаны в Библии, но исламисты уверены, что основополагающими учениями являются все же учения пророка Магомеда, который был послан на землю позже Иисуса.   

Буддизм

Буддизм является самой старой из основных мировых религий, его история насчитывает более двух с половиной тысяч лет. Эта религия возникла на юго-востоке Индии, ее основоположником считается принц Сиддхартха Гаутама, который путем созерцания, размышления и медитации достиг просветления и стал делиться открывшейся ему истиной с другими людьми. На основании учений Будды его последователями был написан Палийский Канон (Трипитака), который считается священной книгой у последователей большинства течений буддизма. Основными течениями буддизма на сегодня являются Хинаяма (Тхеравада буддизм – “Узкий путь к освобождению”), Махаяна (“Широкий путь к освобождению”) и Ваджраяна (“Алмазный путь”). 

Несмотря на некоторые различия между ортодоксальными и новыми течениями буддизма, в основе этой религии лежит вера в реинкарнацию, карму и поиск пути просветления, пройдя который, можно освободиться от бесконечной цепочки перерождений и достичь просветления (нирваны).

Отличием буддизма от других основных религий мира является вера буддистов в то, что карма человека зависит от его поступков, и каждый сам проходит свой путь просветления и ответствен за собственное спасение, а боги, существование которых буддизм признает, не играют ключевой роли в судьбе человека, так как они также подвержены законам кармы. 

Христианство 

Зарождением христианства принято считать первый век нашей эры; первые христиане появились в Палестине. Однако с учетом того, что Ветхий завет Библии, священной книги христиан, был написан гораздо раньше рождения Иисуса Христа, можно с уверенностью сказать, что корни этой религии – в иудаизме, который возник почти на тысячелетие раньше христианства. На сегодня существует три основных направления христианства – католицизм, протестантизм и православие, ответвления этих направлений, а также огромное количество сект, также причисляющих себя к христианам.

В основе верования христиан лежит вера в Триединого Бога – Отца, Сына и Святого Духа, в искупительную жертву Иисуса Христа, в ангелов и демонов и в загробную жизнь.

Разница между тремя основными направлениями христианства состоит в том, что православные христиане, в отличии от католиков и протестантов, не верят в наличие чистилища, а протестанты считают залогом спасения души внутреннюю веру, а не соблюдение множества таинств и обрядов, поэтому церкви христиан-протестантов более скромны, чем храмы католиков и православных, а также количество церковных таинств у протестантов меньше, чем у христиан, придерживающихся других течений этой религии. 

Ислам

Ислам – это самая молодая из основных религий мира, она зародилась в VII веке в Аравии. Священной книгой мусульман является Коран, в котором записаны учения и наставления пророка Магомеда. На данный момент существует три основных течения ислама – Сунниты, Шииты и Хариджиты. Основная разница между первым и другим ответвлением ислама заключается в том, что Сунниты считают правоприемниками Магомеда первых четырех халифов, а также, помимо Корана, признают священными книгами сунны, повествующие о пророке Магомеде, а Шииты считают, что приемниками Пророка могут быть только его прямые кровные потомки. Хариджиты – это наиболее радикальное ответвление ислама, верования сторонников этого течения схожи с верованием суннитов, однако хариджиты признают приемниками Пророка только первых двух халифов. 

Мусульмане веруют в единого Бога Аллаха и его пророка Магомеда, в существование души и в загробную жизнь. В исламе очень большое внимание отводится соблюдению традиций и религиозных обрядов – каждый мусульманин должен совершать салят (ежедневную пятикратную молитву), соблюдать пост в Рамадан и хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку. 

Несмотря на разность в обрядах, верованиях и определенных догмах буддизма, христианства и ислама, всем этим верованиям присущи некоторые общие черты, причем особо заметна схожесть ислама и христианства. Вера в единого Бога, в существование души, в загробную жизнь, в судьбу и в возможность помощи высших сил – это те догмы, что присущи и исламу, и христианству. Верование буддистов существенно отличается от религии христиан и мусульман, однако схожесть между всеми мировыми религиями явно просматривается в моральных и поведенческих нормах, которые должны соблюдать верующие. 10 библейских Заповедей, которые обязаны соблюдать христиане, законы, прописанные в Коране, и Благородный Восьмеричный Путь содержат в себе моральные нормы и правила поведения, предписанные для верующих. И эти правила везде одинаковы – все основные религии мира запрещают верующим делать злодеяния, причинять вред другим живым существам, лгать, вести себя распущенно, грубо или неуважительно по отношению к другим людям и призывают относиться к другим людям с уважением, заботой и любовью и развивать в характере положительные качества.  

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/tri-osnovnye-religii-mira-verovaniya-s-mnogovekovoy-istoriey

Роль религии в странах Востока

В какой стране зародились две мировые религии. Виды религий

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение

1.Понятие Востока. Роль религии в странахВостока

2.Мировые религии, зародившиеся на востоке

3.Разнообразие религий востока

Заключение

Списокиспользуемой литературы

Введение

Рели́гия(от лат. religio —«святыня», набожность, благочестие) —одна из форм общественного сознания,обусловленная верой в существованиесверхъестественного (в сверхъестественнуюсилу или личность) и её влияние на жизньчеловека.

Для развития философскоймысли в Китае, Индии, Японии, Ближнем иСреднем Востоке определенное значениеприобретают структурные различия формрелигий, получивших распространение втех или иных регионах — различие междурелигиями богооткровенными (христианство,ислам), и религиями небогооткровенными(индуизм, конфуцианство, даосизм,буддизм). В богооткровенных религияхбог абсолютно трансцендентен и открываютсячеловеку знанием о себе через свое”слово”. В небогооткровенных —бор, хотя ж выступает духовным первоначалом,тем не менее не является личностью,творящей мир и посылающей человеку”слово” о себе В этих религиях бог— высшая, но все же ступень бытия Бог вних неуловим для понятия именно потому,что он не отделен от природы.

Цельработы: в создании цельной и непротиворечивойконцепции развития цивилизаций Востока,взятой лишь в одном, но весьма существенномдля понимания проблем Востока аспекте– аспекте его религиозных традиций.

Актуальностьрассмотрения этой темы: В настоящеевремя в мире существует огромноеколичество религий (точнее модификацийосновных религий мира). Существуютрелигии, которые объединяют сотни страни народов и являются основными (мировыми)религиями, а существуют религии, которые,возможно, нам даже не известны.

Каждаярелигия, если она есть у человека, народа– показывает и рассказывает нас,постороннем людям о данной нации оченьмного. Для меня всегда загадочным иманящим был мир востока, причем я оченьплохо могла разобраться в географии имногообразии вероисповеданий даннойтерритории.

Поэтому актуальным личнодля меня стал данный реферат в расширениикругозора и понимании культуры, политикии соц.устройства Востока через различныерелигии.

В мировом смысле данная темаможет быть актуальной еще и потому, чтохоть большинство мировых религийзародилось именно с Востока (вслед зачемего стали усиленно изучать), распространившисьзатем по всему свету, страны Востокаостаются загадочными и непознаннымидля большинства европейцев.

Всвоей работе мы попробуем раскрытьактуальные для нас моменты и достичьпоставленной цели.

1. Понятие Востока. Роль религии в странахВостока

Всвое время, несколько столетий назад,страны Востока – в первую очередь Южного(Индия), Юго-Восточного и тем болееДальнего (Китай) – представлялисьевропейцам царствами сказочной роскоши,редких и ценных продуктов (например,пряностей), заморских диковинок.

Позже,когда эти страны были открыты и изучены,и особенно после того, как большинствоих стало объектом колониальной экспансии,на передний план вышли представленияоб отсталости и закостенелости Востока,этого царства деспотии и тирании,базирующегося на бесправии и «поголовномрабстве».

Пытаясь объяснить это явление,понять те особенности, которые бросалисьв глаза, первые европейские востоковедыначали энергично изучать страны Востока,их историю, культуру, религию, социальныйстрой, политические институты, семейныесвязи, нравы, обычаи и т.п.

И чем дальшепроникали они вглубь изучаемой страны,чем больше узнавали о ней, тем сильнееказалась им разница между культурамистран Востока и привычными нормами ипринципами жизни Европы.

Ужеупоминалось, что именно религия исанкционируемая ею традиция во многомопределяют облик той или иной цивилизации.

В жизни общества, в истории и культуренарода (напомним, речь идет в основномо докапиталистических обществах) онаиграла весомую роль: и христианство, иислам, и буддизм, и конфуцианство – всеэти доктрины вкупе с местными религиямитипа даосизма, синтоизма, джайнизманастолько четко определили лицо тойили иной цивилизации, что могут считатьсяее «визитной карточкой». Особенно этоотносится к религиям и цивилизациямВостока.

Иэто не только потому, что восточныхрелигий и цивилизаций много, а западнаялишь одна (да и та, если иметь в видуистоки христианства, уходит корнями втот же Восток, пусть только Ближний). Непотому даже, что чаще на Восток приезжаютзападные путешественники и большеВосток изучают европейские ориенталисты.

Здесь существеннее другое: в современноммире, столь остро ощущающем процессразвития и стремление развивающихсястран уравняться с развитыми, страныЗапада уверенно задают тон в сферетехнического прогресса.

Поэтому-товестернизация и являет собой ныне нечтоуниверсальное, лишенное национально-культурнойокраски (достаточно напомнить, чтояпонская современная техника – продуктзападного капитализма, но не традиционнойяпонской культуры).

Понятно, чтоцивилизации Востока, подвергающиесятехнико-культурному воздействию Запада,оказываются перед серьезной дилеммой:как лучше заимствовать чужое и в то жевремя сохранить свое? В этих нелегкихпоисках страны и народы современногоВостока обычно обращаются к национальнойтрадиции и стоящей за ее спиной религии.

Итак,современный Восток более религиозен итрадиционен, нежели Запад, причем нетолько вследствие меньшей развитости,но также и потому, что национально-религиознаятрадиция для него – защитный панцирь,позволяющий сохранить свое национальное«я», свое этническое лицо, свои нравы иобычаи, особенно перед лицом обезличивающейвсе это капиталистической вестернизации.Однако этим весьма существенным в планенашей темы отличием от Запада спецификаВостока далеко не исчерпывается, особенноесли иметь в виду докапиталистическоепрошлое стран и народов Востока.

Начнемс того, что «Восток» – понятие весьмаусловное, причем не столько географическое,сколько историческое, социальное иполитическое. Строго говоря, оноохватывает почти весь неевропейскиймир, исключая те страны и регионы, которыебыли заселены выходцами из Европы,такие, как Америка (особенно Северная)и Австралия.

Если же принять во внимание,что коренное население этих континентов(как и Африки) либо было уничтоженоевропейцами (цивилизации доколумбовойАмерики), либо находилось на уровнепервобытности (Австралия, большая частьАфрики и Америки), то станет очевидным,почему в понятие «Восток» уже с XVIII в.привычно включали лишь страны Азии исеверной Африки, т.е.

районы неевропейскогомира, знакомые со сравнительно развитойцивилизацией и государственностью.

Нетруднопредставить, какую большую роль в такихобществах играла религия. Прежде всего,она санкционировала и освящалаполитическую власть, способствовалаобожествлению правителя, превращениюего в божественный символ, связующееединство данной общности.

Кроме того,тесно связанная с консервативнойтрадицией и закреплявшая ее механизм,освящавшая ее нормы религия всегдастояла также на страже незыблемостисоциальной структуры.

Другими словами,по отношению к государству и обществурелигия была цементирующей основой, ноэффективность этой основы, сила еезащитной мощи во многом зависели от неесамой. Известно, что разные религиозныесистемы далеко не в одинаковой степениукрепляли традиционную социальнуюструктуру или существующую политическуювласть.

Там, где религиозная системаслабо поддерживала государство, властьи вместе с ней общество гибли легче, какэто видно на примере древних ближневосточныхимперий, будь то персидская, ассирийскаяили какая-либо иная. Там же, где онафункционировала оптимально, результатбыл иным, хотя и здесь могли бытьсущественные различия.

Так, в Китаерелигиозная система энергично освящалаполитическую структуру, что способствовалоее сохранению на протяжении тысячелетийв почти неизменном виде. В Индии жерелигия была индифферентна к государству– и государства там легко возникали игибли, были непрочными и нестабильными.

Зато по отношению к социальной структуререлигия действовала активно и эффективно,и это привело к тому, что, несмотря начастую и легкую смену политическойвласти, структура с ее кастами в качествеведущей силы сохранилась в Индии в почтинеизменном виде до наших дней.

Такимобразом, религия на Востоке всегдаделала ставку на стабильность, консервациюсуществующей нормы, сохранениесоциально-политического статус-кво.

Вомногом обусловленная именно религиейвнутренняя стабильность, препятствовавшаяструктурному обновлению и активизациичастнособственнического начала, мешаларазвитию Востока, заставляя его векамитоптаться на месте.

Вторжение европейскогокапитала и колониальные захваты далитолчок разложению старой структуры имедленному, крайне болезненному созданиюновой. Болезненному потому, что внутренневосточные общества оказались недостаточноподготовленными к кардинальнойтрансформации такого рода. [1]

Радикальныесдвиги во всех сферах общественнойжизни, сопряженные с социальнымпрогрессом, повлекли за собой неизбежнуюкоррекцию традиционных вероучений. Дляанализа этих изменений в XX векецелесообразно пользоваться типологическойсхемой российского исследователяМ.Степанянц, включающей четыре видаконфессиональных течений:

1.Ортодоксы, основываясь на религиозныхдогмах, отстаивают необходимостьсохранения общественного статус-кво истремятся увековечить феодальныесоциально-экономические и политическиеинституты. Это течение поддерживаютпредставители наиболее реакционнойчасти духовенства и представителифеодальных кругов. Ортодоксы настаиваютна средневековом толковании большинствадогматов религии.

Мусульманскиеортодоксы, к примеру, утверждают, чтоидея социального прогресса чужда исламуи противоречит его принципам. Мухаммад(Магомет) — “посланник Аллаха и печатьпророков”, а следовательно егопроповедь не требует ни добавлений, ниисправлений.

Общественный порядок,освященный исламом, идеален и универсален.Судьба людей и их поведение предопределеныволей божьей и потому ортодоксы допускаюттолкование прогресса только в качествепроцесса реализации заранее установленнойбожественной цели.

Буддийскиеи индийские ортодоксы также не приемлютрадикальные перемены в обществе,аргументируя свою позицию ссылками наосновополагающие принципы “сансары”и “кармы”, идеал которых — болеевысокое положение в следующем рождении,а не более высокая стадия социальногоразвития.

Отсюда невозможность постановкизадачи совершенствования общества вцелом Идея поступательного развитияотвергается ими в соответствии сбуддийской традицией, предсказывающейтри стадии деградации сангхи сначаланикто не сможет достичь нирваны, затемперестанут соблюдать заповеди Будды,затем забудут священные тексты.

Это —концепция цикличности, причем обществодвижется по нисходящей линии, а каждыйновый цикл начинается в отдаленныевремена.

https://www.youtube.com/watch?v=O7aFmX3deLE

Приподобной трактовке общественный прогрессиллюзорен с точки зрения вероучения иему противостоят индивидуальные усилияпо достижению личного спасения. Отсюдаи ненависть к научному знанию, к философиикак греховному свободомыслию.

Внаши дни ортодоксы воздерживаются ототкрытого противостояния прогрессу, арелигиозные течения, отвергающиеперемены, выступают зачастую под флагамивозрожденчества.

2.Возрожденчествоили фундаментализм— наиболее характерный тип религиозногосознания достаточно широких социальныхслоев населения (мелкая буржуазия,торговцы.

ремесленники, крестьяне,студенчество, молодежь в целом), надеющихсянайти в раннем религиозном учениисредство решения современных проблемЭти категории населения занимаютдостаточно подвижную позицию, поскольку,со одной стороны, они ждут перемен, а сдругой — неудовлетворены ими Поэтомупримыкают то к противникам буржуазныхпреобразований — “возрожденцам-регрессистам”,то к сторонникам радикальных изменений— ” возрожденцам-прогрессистам”.

“Регрессистскоевозрожденчество” смыкается сортодоксией. Но “возрожденцы”,ратуя за перемены, обращаются кидеализированному прошлому, обосновываяидею “спасения” нации черезвозвращение к “золотому веку”,когда буддизм, индуизм, конфуцианствои ислам проявлялись в “чистом”виде.

Идеология”Джан сангх” и “Раштрия сваямсеваксангх” (РСС) в Индии, “Джамаат-и-ислами”в Пакитстане, Афганистане и Индии,ассоциация “Братья мусульмане” встранах арабского Востока, несмотря наразличие религиозных доктрин и спецификунациональных условий .

несут в себе рядобщих типологических характеристик —все они претендуют на роль хранителя”чистоты” верыили борцов за”очищение”.

Приверженность теократиитакже общая для “возрожденцев”этого толка и чтобы общество двигалосьпо пути прогресса, государство должнауступить приоритет религии

Источник: https://works.doklad.ru/view/H-dVRmqo-oc.html

Азия: колыбель религий в меняющемся мире

В какой стране зародились две мировые религии. Виды религий

Секулярный век?
Над темой номера работали
Дмитрий ЛАЙУС Алексей ШПЕНЕВ

Азия: колыбель религий в меняющемся мире

Азия самый большой и разнообразный континент, на котором зародились не только все мировые религии (христианство, ислам, буддизм), но и значительное число национальных религий (иудаизм, индуизм и т.д.).

Тем не менее, несмотря на разнообразие и богатую религиозную историю, в настоящее время Азия является одной из наименее терпимых в религиозном отношении частей света. Колыбель религий, к сожалению, не в меньшей степени является средоточием конфликтов.

Коммунистический и тоталитарный режим Северной Кореи, авторитарный режим Китая, притесняющий верующих множества религий, населяющих Поднебесную, конфликт мусульман и индуистов в Кашмире не утихающий со времени провозглашения независимости Индии и Пакистана, противостояние суннитов и шиитов в Ираке, доходящие до смертной казни наказания за публичное исповедание любой религии за исключением ислама в ряде стран Ближнего Востока – вот неполный список конфликтов, разгорающихся в Азии и шокирующих весь мир.41

Участниками большинства конфликтов являются населяющие большую часть стран Азии мусульмане.

По количеству верующих ислам является второй религией в мире, Pew Forum отмечает, что оценки мусульманского населения варьируются от 1 до 1,8 миллиарда человек, и, согласно своим данным, собранным на основе анализа более полутора тысяч источников, полагает количество мусульман равным 1.57 миллиарда.

42 Кроме того, ислам является самой быстро растущей из мировых религий: за следующие 20 лет количество мусульман возрастет на 35% и в 2030 году будет составлять четверть мирового населения.43 Пятая часть мусульман живет в странах, где ислам не является государственной религией44. Из рис.

9 видно, что большинство мусульман проживает в Южной Азии, Ближнем Востоке и Северной Африке. Больше всего мусульман проживает в Индонезии, Пакистане, Индии и Бангладеш, рост населения которых был очень существенным за последние полвека.

Рисунок 7. Мусульманское население мира, млн. человек

Размер каждой страны на схеме соответствует численности ее мусульманского населения

Источник: http://www.pewforum.org/Mapping-the-Global-Muslim-Population.aspx

Таким образом, хотя даже в середине XXI века ислам и не превзойдет по численности христианство, он испытает значительный подъем в большинстве стран, а поскольку мусульманские страны являются в массе своей развивающимися и выступающими в качестве доноров мигрантов, такой рост представляется значительным не только для региона, но и представляет определенные вызовы для межконфессиональных взаимоотношений в развитых странах.

Две наиболее населенные страны мира и древнейшие цивилизации Индия и Китай, в которых проживает треть мирового населения, имеют длительную религиозную историю. Конфуцианство и даосизм сложно назвать религиями в привычном смысле этого слова, они представляют собой скорее философские и этические системы.

Может быть, именно поэтому стал возможен переход к официальному провозглашению в Китае коммунистического государства, отрицающего религии и основывающегося на светской этике. Только 14% китайцев причисляют себя к той или иной религии.

Из них 12% считает себя буддистами, почти 2% христианами, среди которых протестантов больше, чем католиков, и менее одного процента приходится на мусульман и даосистов. Однако эти данные не слишком надежны, и по другим оценкам количество протестантов доходит до 70 миллионов и составляет около 5% населения.

К сожалению, в ситуации негласного запрета на религии сложно понять ситуацию с верующими в Поднебесной45. Буддизм в Китае имеет длинную историю и плотно укоренился в сознании людей, поэтому действительное количество буддистов может быть также существенно больше.

Интересно, что религия больше интересует городских жителей, а также китайцев имеющих высшее образование, этот факт опровергает популярное мнение, что религиозны, прежде всего, необразованные крестьяне.46

Демократическая Индия de facto признает равенство своих граждан и свободу вероисповедания, но, к сожалению, на практике все оказывается не так просто. Кастовая система и индуистский национализм зачастую оказывается сильнее буквы закона.

80% индийцев считают себя приверженцами индуизма, который представляет собой сложную, разветвленную и гетерогенную систему верований и этических норм, издавна сохранявших устои традиционного индийского общества.

Несмотря на провозглашение независимости Пакистана и Бангладеш, и исход большого количества мусульман в долины Инда и Ганга, ислам является второй по распространенности религией в Индии, его исповедуют 12% населения.

Мусульмане присутствуют во всех штатах Индии, но особенно много их на севере страны, а в штате Джамму и Кашмир составляют большинство населения, именно там их отношения с индуистами наиболее напряженные.

Христиане составляют всего 2% населения и проживают на юге, а также на востоке страны, некоторое количество представителей касты неприкасаемых приняли крещение, чтобы повысить свой социальный статус.

Такую же долю в населении Индии занимают сикхи, исповедующие религию, зародившуюся на стыке ислама и индуизма в XV веке, но не признающую свою преемственность. Они компактно проживают в штате Пенджаб на северо-западе страны и в некоторых прилегающих штатах. Древняя религия джайнизм, принципы которой были сформулированы в VI веке до нашей эры, никогда не была широко распространена, и на данный момент ее исповедуют только 0,5 % населения. Еще меньше в Индии буддистов, а ведь сам основатель буддизма Сиддхартха Гаутама ходил именно по индийской земле47. Несмотря на кажущуюся однородность и подавляющую роль индуизма, Индия очень разнообразна как в религиозном, так и в языковом плане и в этом напоминает Россию.

Не получив широкого распространения в Индии, буддизм прижился во многих других странах и стал мировой религией. Всего в мире около 330 миллионов буддистов, и эта религия занимает четвертое место по распространенности в мире.

В Юго-Восточной Азии, Тибете, Китае, Японии, Корее, Монголии и некоторых регионах России буддизм является религией большинства.

В Таиланде, Бирме, Тибете  и Монголии буддизм исповедуют более 90% населения, во Вьетнаме и Шри Ланке более половины населения, почти половина японцев, а также треть населения Тайваня, и каждый пятый житель Южной Кореи48.

В Азии живет 60% населения земного шара, и азиатские страны играют все большую роль в мировой экономике и политике, поэтому от стабильности в этом регионе будет во многом зависеть судьба всего мира.

Азиатская стабильность же во многом покоится на религиозном статус-кво, который, к сожалению, постоянно нарушается во многих частях континента.

Рост населения большинства стран Азии замедлился, а других замедлится в ближайшем будущем, надеемся, что рост числа религиозных конфликтов на этом континенте также не будет наблюдаться.

40 Ibid., p. 180
41 Ibid., p.81-110.
42 Картографируя мусульманское население мира. 7 октября 2009 года (http://www.pewforum.org/Muslim/Mapping-the-Global-Muslim-Population.aspx)
43 Будущее мусульманского населения мира, 27 января 2011 года (http://www.pewforum.

org/The-Future-of-the-Global-Muslim-Population.aspx)
44  Картографируя мусульманское население мира. (http://www.pewforum.org/Muslim/Mapping-the-Global-Muslim-Population.aspx)
45 Религия в Китае в преддверии Олимпийских игр 2008 в Берлине http://www.pewforum.

org/Importance-of-Religion/Religion-in-China-on-the-Eve-of-the-2008-Beijing-Olympics.aspx
46 Религия в Китае в преддверии Олимпи     йских игр 2008 в Берлине http://www.pewforum.org/Importance-of-Religion/Religion-in-China-on-the-Eve-of-the-2008-Beijing-Olympics.

aspx
47 L`Atlas de religions, p. 164-165é
48 Ibid., p. 166-167é

Источник: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0501/tema04.php

Мировые религии

В какой стране зародились две мировые религии. Виды религий

Знание религиозной принадлежности населения помогает глубже понять особенности экономической и социальной географии разных стран мира. Роль религии в обществе и в наши дни продолжает оставаться очень существенной.

Принято выделять родоплеменные, местные (национальные) и мировые религии.

Еще в первобытном обществе возникли простейшие формы религиозных верований — тотемизм, магия, фетишизм, анимизм и культ предков. (Некоторые элементарные религии дожили до нашего времени. Так, тотемизм был широко распространен у аборигенов Австралии, меланезийцев, американских индейцев).

Позднее появились сложные формы религий. Возникали они чаще всего среди какого-либо одного народа, либо среди группы народов, объединенных в государство (так возникли местные религии — иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство, даосизм и др.).

Некоторые из религий распространились среди народов разных стран и континентов. Это мировые религии — буддизм, ислам и христианство.

Буддизм — древнейшая мировая религия существует в основном в двух главных своих разновидностях — хинаяна и махаяна, к ним следует добавить также ламаизм.

Буддизм возник в Индии в VI—V вв. до н.э. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, известный миру под именем Будды (т. е. «пробужденного, просветленного»).

В Индии имеется немало буддийских центров, храмов и монастырей, но все же в самой Индии буддизм большого распространения не получил и в мировую религию превратился за ее пределами — в Китае, Японии, Корее, Монголии, Вьетнаме и в ряде других стран. Он не вписался в социальную структуру и культуру индийского общества, так как отвергал кастовость, авторитет брахманов, религиозный ритуализм (в Индии наибольшее распространение получил индуизм).

Во II в. буддизм проник в Китай и получил огромное распространение, просуществовав там около двух тысячелетий, оказав большое влияние на китайскую культуру. Но он не стал здесь господствующей религией, которой являлось в Китае конфуцианство.

Буддизм как мировая религия достиг наиболее завершенного облика в Тибете в ламаизме (в период позднего средневековья — в VII—XV вв.). В России ламаизм исповедуют жители Бурятии, Тувы, Калмыкии.

В настоящее время насчитывается около 300 млн приверженцев этого религиозного учения.

Христианство — относят к числу мировых религий, имея ввиду как его влияние на ход мировой истории, так и масштабы распространения. Число приверженцев христианства приближается к 2 млрд человек.

Христианство возникло в 1 в. н. э. на востоке Римской империи (на территории современного государства Израиль), вобравшей в себя в тот период весь средиземноморский мир, когда основанная на рабстве цивилизация уже клонилась к упадку. К 60-м гг. I в. н. э. существовало уже несколько христианских общин помимо самой первой, иерусалимской, состоявшей из учеников, собравшихся вокруг Иисуса.

Христианство сегодня — собирательный термин, включающий три основных направления: католицизм, православие и протестантизм, в рамках которых существует множество различных вероисповеданий и религиозных объединений, возникших в разное время на протяжении двухтысячелетней истории христианства (римско-католическая, греко-православная церкви и др.).

Католицизм (католичество) — наиболее значительная ветвь христианства. Существует как строго централизованная церковь, во главе которой стоит Папа римский (который является также главой государства Ватикан).

Протестантизм — возник в эпоху Реформации (XVI в.) как антикатолическое движение. Крупнейшие направления протестантизма — лютеранство, кальвинизм, англиканство, методизм, баптизм.

В 395 г. Римская империя распалась на западную и восточную части.

Это способствовало обособлению западной церкви во главе с римским епископом (папой) и ряда восточных церквей во главе с патриархами — константинопольским, иерусалимским, александрийским.

Между западной и восточной ветвью христианства (римско-католической и православной церквами) развернулась борьба за влияние, которая завершилась их формальным разрывом в 1054 г.

К тому времени христианство уже из гонимой веры превратилось в государственную религию. Это произошло при императоре Константине (в IV в.). Православие византийского происхождения утвердилось на востоке и юго-востоке Европы. Киевская Русь приняла христианство в 988 г. при князе Владимире Святославиче. Этот шаг имел важные последствия для истории России.

Ислам — вторая после христианства по числу последователей мировая религия (1,1 млрд человек). Ее основал пророк Мухаммед в VII в. на почве арабских племенных религий (в Аравии, в Хиджазе).

Ислам послужил мощным импульсом развития в сжатые исторические сроки такого феномена, который обозначается понятием «мусульманский мир». В тех странах, где распространен ислам, он играет важную роль в качестве религиозной доктрины, формы социальной организации, культурной традиции.

Из многих религиозных систем современного мира ислам остается одной из наиболее значительных сил.

Конфуцианство возникло в сер. 1-го тысячелетия до н.э. в Китае как социально-этическое учение, изложенное философом Конфуцием.

На протяжении многих столетий оно было своего рода государственной идеологией. Вторая местная (национальная) религия Китая — даосизм — основана на сочетании элементов буддизма и конфуцианства.

К настоящему времени сохранилась лишь в отдельных районах.

Индуизм означает нечто большее, чем просто название религии.

В Индии, где он получил распространение, — это целая совокупность религиозных форм, от простейших обрядовых, политеистических до философско-мистических, монотеистических.

Более того — это обозначение индийского образа жизни с кастовым разделением, включая сумму жизненных принципов, норм поведения, социальных и этических ценностей, верований, культов, обрядов.

Основы индуизма заложены в ведической религии, которую принесли арийские племена, вторгшиеся в Индию в сер. II тысячелетия до н. э.

Второй период в истории индийской религии — брахманский (I тысячелетие до н. э.). Постепенно древняя религия жертвоприношения и знания превратилась в индуизм.

На его развитие повлияли, возникшие в VI—V в до н. э. буддизм и джайнизм (учения, которые отрицали кастовый строй).

Синтоизм — местная религия Японии (наряду с буддизмом). Представляет собой сочетание элементов конфуцианства (соблюдение культа предков, патриархальных устоев семьи, почтение к старшим и др.) и даосизма.

Иудаизм сформировался в 1-м тысячелетии до н.э. среди еврейского населения Палестины. (В XIII в до н.э., когда израильские племена пришли в Палестину, их религия представляла собой множество примитивных культов, обычных для кочевников.

Лишь постепенно возникла религия иудаизм, в том виде, в каком он представлен в Ветхом завете). Распространен исключительно среди евреев, живущих в разных странах мира (наиболее крупные группы — в США и Израиле).

Общая численность иудаистов в мире — около 14 млн человек.

В настоящее время большая часть живущих в разных странах и разных социальных условиях людей считают себя верующими — христианами, мусульманами, буддистами, индуистами и т. д. — или не принадлежат ни к одной из существующих церквей, но просто признают существование некоей высшей силы — мирового разума.

В то же время фактом является и то, что сегодня значительная часть людей не религиозна, т. е. это люди, которые не исповедуют ни одной из существующих религий, считают себя атеистами или агностиками, светскими гуманистами или свободомыслящими.

Распространение мировых религий в 90-х гг. XX в.

Христианство получило распространение среди народов Европы и в других частях света, заселенных переселенцами из этой части света.

В самой Европе распространено почти исключительно христианство во всех его формах. При этом католицизм наиболее широко представлен в южной, отчасти западной и восточной ее частях. Его исповедуют романские народы (итальянцы, испанцы, португальцы, французы и др.

), а также ирландцы, бретонцы, баски, некоторые народы германской группы (австрийцы, фламандцы, часть немцев), большая часть верующих венгров, некоторые славянские народы (поляки, чехи, хорваты, словенцы, большая часть словаков, часть западных украинцев и белорусов), литовцы и часть латышей.

Католицизм является господствующей религией в странах Латинской Америки и на Филиппинах; значительные группы католиков имеются в США и Канаде (франко-канадцы), а также в Индокитае и некоторых странах Африки (бывших колониях).

В Латинской Америке католицизм преобладает, так как большинство стран этого региона были ранее колониальными владениями Испании и Португалии. Именно поэтому на американский континент приходится более половины всех католиков мира.

Протестантизм распространен в северной, центральной и западной частях Европы. Его исповедуют большинство немцев, голландцев, шведов, норвежцев, англичан, шотландцев, финнов.

Он преобладает в США, и других англоязычных странах (в Канаде, Австралии, Новой Зеландии). Например, в США из 140 млн верующих — 72 млн протестантов и 52 млн католиков. В Канаде католиков несколько больше, чем протестантов.

В Австралии среди верующих преобладают протестанты, которых примерно в два раза больше, чем католиков.

Значительные группы протестантов имеются в ЮАР, Бразилии, Эстонии и Латвии.

Во многих странах африканского континента, как правило, представлены и христианство (католицизм и протестантизм, так как в недалеком прошлом эти государства были колониями европейских стран), и традиционные местные верования.

В Африке существует и христианство монофизитского толка в Эфиопии и отчасти в Египте.

Православие получило распространение на востоке и юго-востоке Европы среди греков, румын и южных славян (болгар, сербов, македонцев, черногорцев). Его исповедуют русские, украинцы, белорусы, мордва, марийцы, коми, удмурты, чуваши и молдоване, некоторые народы Кавказа (грузины и южные осетины) и Сибири (якуты и др.). К православной церкви близка армяно-григорианская церковь.

В зарубежной Азии зародились и широко распространены ныне все мировые и многие крупные национальные религии. Это прежде всего мусульманство (ислам) преимущественно суннитского и лишь в Иране (отчасти в Ираке, Йемене, Азербайджане) — шиитского толка.

Ислам суннитского толка распространен в Юго-Западной Азии, а также в Индонезии, Малайзии, на юге Филиппин. Значительные группы суннитов имеются в Индии (около 150 млн) и западном Китае. Его исповедуют все народы Северной и Тропической Африки — жители Египта, Алжира, Ливии, Туниса, Марокко, Судана, Сомали, Сенегала, Мали, Гвинеи, Нигера, Чада, Гамбии, Мавритании и др.

На территории СНГ ислам исповедуют жители Средней Азии и Казахстана, Северного Кавказа, а также жители некоторых республик, входящих в состав России — татары, башкиры и некоторые тюркоязычные народы Сибири.

В Европе ислам исповедуют сравнительно небольшие группы населения (боснийцы, албанцы, часть болгар, а также мигранты, проживающие в Европе — выходцы из стран, где исповедуют ислам).

Следует отметить, что в последнее время в международных отношениях, в политике (и геополитике), экономике, культуре все большую роль начинают играть страны мусульманского мира.

Представители разных конфессий пытаются найти точки соприкосновения по поводу решения каких-либо важных международных проблем, особенно, когда речь касается вопросов воины и мира, решения глобальных проблем человечества

Источник: https://geographyofrussia.com/mirovye-religii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.