В каком году произошел разгром половцев. Разгром на Сальнице. Предыстория боя на Сальнице

Донской поход Мономаха

В каком году произошел разгром половцев. Разгром на Сальнице. Предыстория боя на Сальнице
К началу XI века борьба Руси с половцами длилась уже без малого пятьдесят лет.

Но только теперь русские князья смогли объединиться для совместного похода в степь, и 3 апреля 1103 года у Сутени (сейчас – река Молочная), в четырех переходах от днепровских порогов, войско шести князей под командованием Святополка Изяславича Киевского и Владимира Всеволодовича Переяславского (Мономаха) нанесло половцам неслыханное поражение.

[1]Исход битвы в значительной мере предрешили успешные действия разведдозора – “сторожи”. Ему удалось “устеречь” вражескую разведку во главе с самым храбрым из половецких вождей – Алтунопой и истребить ее целиком, добившись “ослепления” противника.

В результате гигантские массы половцев, хотя они и казались русским “ак борове”, то есть подобными лесу, к моменту столкновения не перестроились в боевые порядки и побежали еще до того, как рать соприкоснулась с ратью.

Поход Владимира Мономаха в 1111 г. Кавалерия объединенного войска преследовала бегущих, уложив русскими мечами двадцать одних только “князей”.

[2] Хана Белдюзя захватили живым и казнили за его многочисленные клятвопреступления, изрубив в куски. В руки победителей вместе с пленными половцами, огромными стадами скота, кибитками-“вежами”, “челядью” – рабами, среди которых было множество русских, попали и подвластные половцам орды торков и печенегов. Одной из основных половецких группировок был нанесен тяжелый удар.

Казалось, что теперь наконец-то можно будет перевести дух и залечить раны, что степняки надолго отброшены от границы, но передышка оказалась до обидного краткой, более того, война только теперь вступила в свою решающую фазу. Уже через два года половцы возобновили свои нападения. Группировка, которую возглавлял хан Боняк, не пострадала.

Зимой 1105 года хан подкрадывался к городку Зарубу, как бы примериваясь для очередного прыжка, высылая малые отряды, в коротких стычках проверяя боеготовность святополковой дружины. В 1106 году половцы появились у Заречска. Весной 1107 года Боняк напал на Левобережье там, где его не ждали, и под Переяславлем захватил табуны.

Летом половцы, видимо, приободрившись, решили взять реванш за разгром у Сутени. К крепости Лубен, что на реке Суле, подошли Боняк, Шарукан Старый и многие другие ханы. На этот раз против них вместе с шестью князьями выступил и Олег Святославич Черниговский, до сих пор пытавшийся поддерживать с врагами Руси сепаратные отношения. Русское войско оказалось на месте удивительно быстро.

Вероятно, оно, в предвидении действий противника, уже загодя было собрано и стояло под Переяславлем, как в выжидательном районе. Внезапно, совершив форсированный марш, оно 12 августа появилось перед станом половцев и, с ходу форсировав Сулу, с боевым кличем устремилось в атаку.

О перестроении из походных порядков в боевые, каком-то “исполчении”, неизбежно занимавшем время, в этот раз не говорится. Значит, оно происходило в движении, до подхода к рубежу атаки. Естественно предположить, что все русское войско было конным.

В условиях полуоткрытой местности русским полководцам удалось обеспечить скрытность своих действий, хотя это и было утро (6-й час дня по принятому тогда счету). “Половци же оужасошася. От страха не възмогоша ни стяга поставит…” (то есть оказать организованное сопротивление. – Ю. С.) Какое там! Многие из них вообще удирали пешком.

Почти до самого Хорола гнались за ними дружины молодых князей, рубя и хватая пленных. Был убит брат Боняка – Таз и захвачен хан Сугр с братом – одним из вождей донецкого объединения. Сам Шарукан едва ушел от погони.Как и в прошлый раз, исход столкновения был предрешен просчетами в вопросах боевого обеспечения противника.

Наверное, “штабы” половцев поддались общему настроению и увлеклись грабежом, вместо того чтобы анализировать обстановку. Находясь на вражеской территории, хотя и на самом ее краю, Боняк, Шарукан и прочие не выявили район сосредоточения русских сил, а их боевое охранение “проспало” (или снова было “снято”) внезапное нападение на лагерь.

И наоборот, замысел боя, каким он нам представляется, свидетельствует о том, что русские военачальники полностью владели обстановкой, а это невозможно без искусной разведки. Блестяще выполнило свои задачи и охранение в районе сосредоточения, а затем на марше. К сожалению, летопись создавалась монахом, и о подробностях такого рода нам остается лишь догадываться.

Пора было переносить войну на территорию противника, но сначала русские князья постарались внести раскол в его ряды. Зимой следующего года Владимир Мономах и Олег Святославич отправились в ставки “Аяпы и другого Аяпы” и, заключив мир, породнились с ними, женив сыновей на дочерях ханов.В конце 1109 года воевода Дмитр Иворович, посланный Мономахом, дошел до самого Дона (или Донца? – Ю. С.

), захватив там половецкие кочевья (“тысячу веж”). В результате половцы не смогли совершить замышлявшиеся ими летние набеги на Русь.* * *Второй большой поход в глубь половецких степей был предпринят весной 1111 года. Организатором его, как и в 1103 году, был Владимир Всеволодович. Стремясь выйти как можно раньше, двинулись еще по снегу, на второй неделе Великого поста.

Пехота ехала на санях до Хорола. Здесь сани бросили и двигались дальше на восток. Перешли Псел; на Голте (в настоящее время – Голтва) ждали отставшую пехоту и, миновав верховья Ворсклы, на водоразделе, устроили молебен. Оттуда, “перейдя многие реки”, на четвертой неделе похода вышли к Дону (или Донцу?).Примечательный факт: только здесь, в одном переходе до центра половецких кочевий – “града” Шаруканя, главные силы русского войска облачились в доспехи. Это говорит или о полной уверенности русских полководцев в неспособности противника оказать им сопротивление, или о том, что по крайней мере на расстоянии дневного перехода от колонн главных сил действовали походные заставы. Возможно и то и другое, но на войне, где фактор внезапности со стороны противника всегда стараются свести к нулю, второе соображение кажется предпочтительней. В тот день Владимир, построив к бою облаченные “во броне” полки, приказал петь тропари, кондаки и канон Пресвятой Богородице. Тысячеголосый хор разносил далеко по равнине слова кондака Честному Кресту:

Иже крестом ограждаемы, врагу противляемся,
Не бояще того коварства и ловительства…

Ведь приближалась Пасха, и такой творчески мыслящий полководец, как Владимир Всеволодович, не мог не учесть и не использовать это для подъема и укрепления боевого духа воинов.

Помолившись, двинулись к Шаруканю и во второй половине дня увидели вдали скопище мазанок и юрт за низкой стеной, а утром, в воскресенье, из города вышли жители и, поклонившись русским князьям, изъявили покорность, символически одарив их рыбой (вода) и вином (земля), после чего население сдало имевшееся у него оружие. Были освобождены рабы-христиане.

В среду войско выступило к соседнему “городу” – Сугрову. Здесь оно встретило сопротивление, и город был сожжен.На следующий день двинулись в обратный путь,[3] и лишь теперь половцы решились дать бой. В пятницу 27 марта на пути русских, на берегу речки Дегея, встало половецкое войско. “И бывшю же соступу и брани крепце”. Подробностей летописи не сообщают, лишь результат: одержана победа.

Примечательно, что ни о пленниках, ни о трофеях не говорится. Похоже, это был лишь частный успех – отражение атаки или, как говорили в XIX веке, авангардное дело, после чего заступивший путь противник отошел к главным силам. Окруженное половецкими разъездами, русское войско оставалось на поле последней битвы. Спешить домой было неразумно.

Становилось ясно, что подошедшие “от Дона и от моря” половцы, собравшиеся здесь всею своею “землей”, без генерального сражения не выпустят. Субботу отдыхали, празднуя Воскресение Лазаря и Благовещение, а утром Вербного воскресенья двинулись в путь, к вечеру дойдя до речки Сальницы (река Красная). Ночь прошла тревожно.

В степи мигали огоньки, вокруг стана волчьими голосами перекликались половецкие лазутчики, издалека едва слышался, скорее угадывался, постоянный, томящий душу, невнятный шум. Когда же в понедельник Страстной недели стала рассеиваться предрассветная мгла, половецкие отряды зачернели “яко борове велиции и тмами тмы”,[4] смыкаясь со всех сторон.

Неизвестно, как русское войско совершало марш в таких условиях, но, скорее всего, несколькими параллельными колоннами, выставляя в стороны уже не заставы, а заслоны, чтобы сохранить обозы с добычей и стада. “И поидоша половецьтии полци и полци русьтеи, и зразишася первое с полкомъ и тресну, аки громъ, сразившема челома и брань бысть люта межи ими и падаху обои.

И поступи Володимеръ с полки своими и Давидъ со полки своими. И возревше половци, вдаша плещи свои на бегь…” Это краткое описание чрезвычайно емко и полно намеков, позволяя в общих чертах восстановить замысел и ход битвы. Русское войско, продолжая движение по направлению к своей границе, под давлением противника сблизило колонны почти вплотную друг к другу.

В колонне каждого из “полков” были авангард, главные силы и арьергард. Когда половцы впереди перестали расступаться и атаковали, их встретил авангард. Обе стороны были настроены решительно, и в результате фронтального столкновения двух конных лав (а это, по словам старых конников, случай редкий во все века) будто грянул гром, как передавали очевидцы, – столкнулись весьма крупные силы.

Чрезвычайно ожесточенная сеча долгое время шла на равных, половцы численным превосходством компенсировали свое более слабое защитное вооружение и не собирались отступать. Тогда в дело были введены главные силы переяславского и черниговского князей, которые стали теснить половцев, что и решило исход боя.

Русская рать, даже не использовав всех резервов (Святополк Киевский оставался на месте, образуя эшелон поддержки), прорвала фронт окружения и, пользуясь пассивностью прочих половецких отрядов, даже сумела захватить пленных и стада скота, продолжив свое движение вперед на глазах объединенных сил всей половецкой земли.

Вопреки встречающимся в литературе восторженным и безапелляционным оценкам битвы на Сальнице как полного разгрома половцев, следует сказать, что анализ текста летописной повести не дает оснований для подобных утверждений. О разгроме такого противника, каким были половцы, можно говорить, если захвачены вожди.

Но мы не встречаем упоминаний об убитых или плененных ханах, то есть нанести половцам решающего поражения не удалось – их было слишком много и все ханы находились при главных силах. Участие в битве принимал, скорее всего, лишь объединенный авангард (“молодые”), находившийся на направлении движения русских, что косвенно подтверждается свидетельством самого участника битвы.

(Владимир Мономах в своем “Поучении” позже вспоминал, что после боя на Сальнице к нему привели пятнадцать пленников. Все они были знатными юношами, и всех он повелел тогда убить. Половцы действительно бежали, но победу в разгром всегда обращает именно преследование, а его-то в условиях окружения и при таком соотношении сил не могло быть.

) С точки зрения военного искусства битва на Сальнице (или Сальне) примечательна как первая, в которой русские войска, говоря языком современного Боевого устава сухопутных войск, совершая марш в предвидении встречного боя, стихийно или сознательно оказались построены в несколько эшелонов, что позволило наращивать усилия в ходе боя и в конечном счете выполнить поставленную задачу – прорвать вражеское окружение. Полководческий талант Владимира Мономаха проявился не только в активности обороны и выборе времени для удара, построении войск, но и в самом замысле битвы. Вот когда пригодилась многочисленная пехота, прежде так замедлявшая движение. Окруженное со всех сторон войско на флангах и с тыла огородилось, как стеной, червлеными щитами “пешцев”, образовав боевой порядок, позже получивший название “городъ”.[5] Не только слабость половецких коней после зимовки на подножном корму и страх перед Мономахом, но и этот “строй пехотный” явились причиной пассивности половецких сил в то время, когда впереди конные “стяги” пошли на прорыв. И, наконец, главное – непрерывное движение. Ощетиненный копьями строй все время двигался. Он уходил, навязывая бой и провоцируя нападение на него именно с той стороны, с какой это было выгодно русским. В результате войско, разорившее половецкие столицы, их “города”-зимовья, смогло уйти безнаказанно, нанеся этим противнику непоправимый моральный урон. Мономах-полководец, несомненно, незаурядная личность. Его творчество как полководца проявилось и в самой идее необычно ранних весенних походов, губительных для половецкой конницы, и в использовании пехоты в степной войне, в чем, конечно же, был большой риск, и в перевозке на санях целого войска. Прием, многократно опробованный в междоусобных войнах, применили в степи.[6] В безусловную заслугу Владимиру Всеволодовичу следует также поставить осознание гигантской роли идеологии на войне и привлечение в походы духовенства. Именно с этого похода ведется традиция русского военного духовенства. * * *То, что силы противника еще не были сломлены, видно из попытки половцев в 1113 году (после смерти Святополка Изяславича) проверить на прочность русскую границу. Аепа и Боняк с крупными силами подошли к городку Вырь и попытались его взять, но сразу же бежали, едва узнав о выступлении войск Владимира и Олега с сыновьями.В княжение Владимира Всеволодовича в Киеве (1113-1125) борьба с половцами проходила исключительно на степной территории при полном превосходстве русской военной силы.Окончательно рухнуло половецкое господство в степях, когда в 1117 году там началось восстание подвластных половцам племен – торков и печенегов, которые, отбившись, пришли “в Русь, къ Володимеру” В 1120 году Ярополк снова ходил на Дон, но никого там не нашел. Половцы повсюду уходили без боя, спасаясь кто куда: в Венгрию за Дунай, в Грузию и Абхазию, даже за “железные ворота” кавказских перевалов. Спокойно жилось в это время русскому пахарю. Потому-то летописец одной из главных заслуг Владимира Всеволодовича считал ту, что он “наипаче же бе страшен поганым”, то есть его более, чем кого-либо из русских князей, боялись язычники Юрий Сухарев

научный сотрудник института российской истории РАН

Примечания

1. События изложены по Ипатьевскому списку Повести Временных Лет.2. В разных источниках от 20 до 23-х.3. Есть мнение, что русское войско продолжало свои путь по степи, громя половецкие кочевья (хотя об этом более нет упоминаний). Нам представляется немыслимым пешком гоняться за конницей. {Не за конницей, а за вежами на бычьей тяге – HF}4. Вероятно, плод эмоции позднейшего переписчика, так как “тьма” oт монг. “тумэн” десять тысяч, то есть “сотни тысяч”.5. Впервые упомянут под 1171 г.

6. Ездящая пехота – такая же национальная особенность русского военного искусства, как и речные походы.

Нашли ошибку в тексте? Выделите слово с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Другие новости по теме:

5570 | Дата: 3 апреля 2010 Версия для печати

Источник: http://storyo.ru/288-donskojj-pokhod-monomakha.html

Разгром половцев в битве при Сальнице – забытый триумф русского оружия

В каком году произошел разгром половцев. Разгром на Сальнице. Предыстория боя на Сальнице

 06:37  19/11/2015  0

{include file=”engine/modules/saperu/context.php?data=

В истории русских воинских побед долгое время первой и самой знаменитой считалась баталия на Чудском озере, выигранная Александром Невским. Но куда справедливее было бы считать – и сегодня именно так и принято считать! – первым крупным воинским успехом победу, которую 27 марта 1111 года одержали сводные дружины русских князей в битве с половцами у реки Сальницы.

Эта дата не случайно стала первой по хронологии в нынешнем списке Памятных дат военной истории России.

Победа, одержанная русскими под водительством Владимира Мономаха, княжившего в то время в южном Переяславле, великого князя киевского Святополка Изяславича и черниговского князя Давыда Святославича была настоящей военно-политической победой, имевшей далеко идущие последствия, а не просто удачным исходом проходного сражения.

Ведь, чтобы справиться с превосходящими силами половцев (согласно источникам, они имели как минимум полуторный перевес: 45 тысяч кочевников против 30 тысяч русских воинов), Мономах предпринял несколько истинно полководческих шагов.

Во-первых, он реализовал принцип “бить врага на его территории малой кровью”, перебросив свои войска на землю, контролировавшуюся половцами.

Во-вторых, он использовал транспорт, чтобы обеспечить быструю доставку пехоты к месту сражения, не переутомив ее дорогой.

В-третьих, сумел превратить в союзника даже погоду, вынудив половцев сражаться в такое время, когда сама природа мешала им использовать все преимущества конницы.

Но не только полководческими талантами Мономаха славна эта победа.

Чтобы собрать достаточные силы, переяславский князь сумел добиться почти невозможного – объединить своенравных князей, заставив их хотя бы на время забыть междоусобицы! Кроме того, ему удалось убедить их оторвать от земли даже смердов, тем самым усилив войско, традиционно состоявшее из профессиональных дружинников. Наконец, Мономах, который, как гласит “Повесть временных лет”, “едучи перед войском, приказал попам петь тропари, и кондаки креста честного, и канон святой Богородицы”, фактически превратил поход в сражение за православную веру.

Ударить на врага прежде него самого

Русско-половецкие войны растянулись на полтора столетия – с конца XI века по середину XIII. Регулярным успехам половцев (их на Руси называли еще кипчаками, а в Европе и Византии – куманами) способствовала и разобщенность русских князей.

Ситуация начала меняться после того, как Мономах взялся за главное дело своей жизни – собирание русских земель.

После того как ему с помощью дипломатических уловок и прямых уговоров удалось добиться проведения двух объединительных княжеских съездов (Любечский и Уветичский), усобицы на востоке и западе Руси были прекращены.

Успех же Долобского съезда, результатом которого стал первый объединенный поход русских дружин против половцев, положил начало постепенному их ослаблению.

Но успех похода 1103 года, спланированного на Долобском съезде, только разозлил кипчаков. Они предприняли несколько походов, которые хотя и не привели к большим успехам, не позволили Руси вновь собраться с силами и нанести ответный удар. На его подготовку ушло восемь лет.

В конце 1110 года подчиненный Мономаха воевода Дмитр с небольшой дружиной сумел пробраться в половецкие земли и разузнать планы кипчаков. Половцы готовились к новому наступлению, в котором должны были участвовать чуть ли не все основные кланы. Этот удар можно было попытаться отразить, как это делалось всегда, или предвосхитить, неожиданно нанеся свой.

Именно такое решение и принял Мономах. Прекрасно понимая, что отражать хорошо подготовленное наступление врага всегда труднее, он решил заставить половцев поменяться ролями с русскими. Но для этого нужно было успеть не просто собрать войско, но и сделать его достаточно большим, чтобы нанести решающее поражение кочевникам, а также начать поход тогда, когда враг не ждет наступления.

Традиционно и русские, и половцы отправлялись воевать весной, когда заканчивалась распутица и можно было вовсю пользоваться преимуществами конницы. Последнее было важно для кипчаков: их войско практически не имело пеших воинов. Именно на этом и решил сыграть Мономах. Он назначил поход на необычно ранний срок – конец февраля.

Помимо того, что кочевники не могли ожидать, что русское войско выступит в дорогу в столь непривычное время, это решение преследовало еще одну важную цель.

Даже с учетом того, что неспешное – за счет присутствия пешего войска – продвижение вглубь половецких земель займет немалый срок, к тому моменту, как рати сойдутся на поле битвы, земля еще не успеет просохнуть.

А это означает, что половцы будет лишено своего главного преимущества – маневренности и мощи кавалерии, которая попросту завязнет в снежно-грязевом месиве. Такой подход был совершенно новым для русских полководцев, и именно он позволяет считать битву при Сальнице первой настоящей полководческой победой Древней Руси.

Царица полей – пехота

Но просто лишить противника возможности в полной мере использовать преимущества его армии недостаточно, нужно еще обеспечить выигрышное положение своей. И этот вопрос Мономах решил, существенно увеличив число пеших воинов. Ведь если половцы не могли в полной мере использовать конницу, то именно пехоте отводилась основная роль жерновов, которые должны были перемолоть вражеское войско.

Древнерусская дружина была войском смешанного состава, в котором соотношение конных и пеших подразделений было смещено в сторону первых. Что понятно: русским дружинникам приходилось противостоять прежде всего конным же войскам кочевников, тогда как пешие рати сходились, как правило, в междоусобных битвах князей.

Так что основой русской пехоты того времени были смерды – крестьяне, которых приходилось на время похода отрывать от земли. Поэтому решение Мономаха усилить войско за счет пехотинцев встретило сопротивление со стороны союзных князей и даже его собственной дружины.

Вот как описывают это летописцы: “Дружина же сказала: “Не время теперь губить смердов, оторвав их от пашни”. И сказал Владимир: “Но то мне удивительно, брат, что смердов жалеете и их коней, а не подумаете о том, что вот весной начнет смерд этот пахать на лошади той, а половчин, приехав, ударит смерда стрелой и заберет лошадь ту и жену его, и гумно его подожжет.

Об этом-то почему не подумаете?” И сказала вся дружина: “Впрямь, воистину так оно и есть”. И сказал Святополк: “Теперь, брат, я готов (идти на половцев) с тобою””.

Скорее всего, дело тут было не только в красноречии Мономаха. Наверняка сыграло роль раннее начало похода. Ведь конец зимы – не то время, когда крестьяне всерьез заняты на земле. Сорвать их с насиженного места, снарядить и отправить в поход гораздо проще, чем через месяц-полтора.

А чтобы не переутомить пехотинцев долгим (в итоге он занял почти месяц!) походом к месту главного сражения, Мономах пошел на еще одно новшество. Поскольку конец февраля в XII веке благодаря малому ледниковому периоду был более суровым и снежным, чем сегодня, пеших воинов отправили в путь… на санях!

“И пошли, возложив надежду на Бога…”

Вот как описаны подготовка к походу, сам поход и битва при Сальнице в основном источнике сведений об этих событиях – в “Повести временных лет”: “В год 6619 (1111. – РП.). Вложил Бог Владимиру мысль в сердце понудить брата его Святополка пойти на язычников весною… И послали к Давыду Святославичу, веля ему выступать с ними.

И поднялись со своих мест Владимир и Святополк, и попрощались, и пошли на половцев Святополк с сыном своим Ярославом, и Владимир с сыновьями, и Давыд с сыном. И пошли, возложив надежду на Бога и на Пречистую Матерь его, и на святых ангелов его. И выступили в поход во второе воскресенье Великого поста, а в пятницу были на Суле.

В субботу они достигли Хорола, и тут сани побросали. А в то воскресенье пошли, когда крест целуют. Пришли на Псел, и оттуда перешли и стали на Голте. Тут подождали воинов, и оттуда двинулись на Ворсклу и там на другой день, в среду, крест целовали, и возложили всю надежду свою на крест… И оттуда прошли через много рек в шестую неделю поста. И прошли к Дону во вторник.

И оделись в броню, и построили полки, и пошли к городу Шаруканю… И поехали они к городу вечером, и в воскресенье вышли горожане… к князьям русским с поклоном, и вынесли рыбы и вино. И переспали там ночь.

И на другой день, в среду, пошли к Сугрову и подожгли его, а в четверг пошли на Дон; в пятницу же, на другой день, 24 марта собрались половцы, построили полки свои и пошли в бой. Князья же наши возложили надежду свою на Бога и сказали: “Здесь нам смерть, да станем твердо”. И прощались друг с другом и, обратив очи к небу, призывали Бога вышнего.

И когда сошлись обе стороны, была битва жестокая. Бог вышний обратил взор свой на иноплеменников с гневом, и стали они падать перед христианами. И так побеждены были иноплеменники, и пало множество врагов… перед русскими князьями и воинами… И помог Бог русским князьям. И воздали они хвалу Богу в тот день.

И наутро, в субботу, праздновали Лазарево воскресение, Благовещенья день, и, воздав хвалу Богу, проводили субботу, и воскресенья дождались. В понедельник же Страстной недели вновь иноплеменники собрали… множество полков… и выступили… тысячами тысяч. И обложили полки русские. И послал Господь Бог ангела в помощь русским князьям.

И двинулись половецкие полки и полки русские, и сразились полк с полком… И битва лютая завязалась между ними… И стали наступать Владимир с полками своими и Давыд, и, видя это, обратились половцы в бегство. И падали половцы перед полком Владимировым, невидимо убиваемые ангелом, что видели многие люди, и головы летели на землю, невидимо отрубаемые.

И побили их в понедельник Страстной месяца марта 27. Избито было иноплеменников… множество на реке Салнице. И спас Бог людей своих, Святополк же, и Владимир, и Давыд прославили Бога, давшего им победу… над язычниками, и взяли полона много, и скота, и коней, и овец, и пленников много захватили…

И спросили пленников, говоря: “Как это вас такая сила и такое множество не могли сопротивляться и так быстро обратились в бегство?” Они же отвечали, говоря: “Как можем мы биться с вами, когда какие-то другие ездили над вами в воздухе с блестящим и страшным оружием и помогали вам?” Это только и могут быть ангелы, посланные от Бога помогать христианам.

Это ведь ангел вложил в сердце… Мономаху мысль поднять… русских князей на иноплеменников. …Потому-то надлежит воздать хвалу ангелам, как сказал Иоанн Златоуст: ибо они вечно молят Творца быть милостивым и кротким к людям. Ибо ангелы… наши заступники, когда мы воюем с противными нам силами… Так вот и теперь с Божьей помощью по молитвам святой Богородицы и святых ангелов возвратились русские князья восвояси к своим людям со славой, которая донеслась до всех дальних стран – до греков, до венгров, поляков и чехов, даже и до Рима дошла она…”

За веру и Отечество

Летописец, как ему и положено, был лишь прилежным регистратором и больше уделял внимание взаимоотношениям князей между собой, буквальному описанию событий и, что естественно, проявлениям благоволения Божьего по отношению к русским. За скобками повествования остались тонкости тактических приемов Мономаха, его союзников-князей и воевод, а также роль, которую поход сыграл в объединении Руси и укреплении православия.

Тактически второе, основное сражение похода – битва при Сальнице – было разыграно безупречно. После того как имевшие перевес половцы окружили русские полки, планируя массированным обстрелом из луков расстроить их ряды, смешать их и ударить по ним конницей, князья по совету Мономаха сами повели дружины в наступление.

В результате смешались уже половцы и были вынуждены оставить луки и атаковать пехоту. Тут-то и сработал замысел Владимира: в перемешанном с грязью снегу половецкие кони начали вязнуть, а длинные копья русской пехоты свели на нет преимущество бивших сверху кривыми мечами кипчаков.

А вскоре на увязшую в бессмысленной рукопашной с копейщиками половецкую конницу обрушился запасной полк самого Мономаха, который лично повел его в атаку, передав командование медленно отступавшими, но сохранявшими строй пешцами сыну Ярополку.

Удар оказался решающим: теряя людей и коней, кипчаки повернули вспять, но уйти по раскисшей земле удалось немногим. Они потеряли на поле брани убитыми не меньше 10 000 человек, большинство же попало в плен.

Победа сыграла важнейшую роль в реализации идеи Мономаха об объединении Руси. Еще бы: поход вознес авторитет переяславского князя, незадолго до этого уступившего киевский престол своему брату, дабы избежать новых войн, и добившегося резкого усиления русских княжеств за счет мирного сосуществования, на недосягаемую высоту.

Так что через два года после победы Мономах уже без всяких споров занял престол в Киеве и вошел в историю как первый князь-миротворец, добившийся объединения княжеств и прекращения междоусобных войн.

И не его вина, что потомки, презрев мономахово “Поучение”, не сумели удержать объединенную Русь в руках, чем и воспользовались ордынские ханы.

Зато другой результат похода – прославление и укрепление православной веры – поколебать не удалось. И для дружинников князей-союзников, и для простолюдинов было несомненным то, что успех предопределен небесными покровителями Руси.

Столь очевидная победа как ничто другое способствовала укреплению православия в Древней Руси, его становлению как государственной религии.

Добавим лишь, что легендарная победа 27 марта 1111 года пришлась на день Феодоровской иконы Божией Матери, прославленной как хранительница русской государственности.

Конечно, сейчас трудно однозначно утверждать, что даже такой дальновидный правитель, как Владимир Мономах, заранее предусмотрел все эти последствия. Но если даже и нет, нельзя не отдать должное его чутью, ведь предпринятые им шаги привели к важнейшим результатам.

Что в итоге и сделало битву при Сальнице первой знаменитой победой русского оружия – той точкой, от которой нам и надлежит вести отсчет всем остальным победам, в том числе и на Чудском озере, и в Куликовской битве, и под Полтавой, и под Бородино, вплоть до самого победного мая 1945-го…

Источник – Русская Планета

“}

Источник: https://maxala.org/kultura/37918-razgrom-polovcev-v-bitve-pri-salnice-zabytyy-triumf-russkogo-oruzhiya.html

Разгром половцев Владимиром Мономахом. Кто такие половцы

В каком году произошел разгром половцев. Разгром на Сальнице. Предыстория боя на Сальнице
Образование 28 октября 2016

История Руси полна разных событий. Каждое из них оставляет свой след в памяти всего народа. Некоторые ключевые и поворотные события доходят до наших дней и остаются почитаемыми и достойными в нашем обществе.

Беречь своё культурное наследие, помнить о великих победах и полководцах – это очень важная обязанность каждого человека. Князья Руси не всегда были на высоте в плане своего управления Русью, но они старались быть одной семьёй, которая совместно принимает все решения.

В самые критические и сложные моменты всегда появлялся человек, который «брал быка за рога» и поворачивал ход истории в обратную сторону. Одним из таких великих людей является Владимир Мономах, который до сих пор считается важной фигурой в истории Руси.

Он добился множества сложнейших военно-политических целей, при этом он редко прибегал к жестоким методам. Его методы заключались в тактике, терпении и мудрости, которая позволяла ему мирить взрослых людей, что ненавидели друг друга годами.

Кроме того, нельзя обходить внимание и талант князя вести бой, ведь тактика Мономаха нередко спасала русское войско от гибели. Разгром половцев князь Владимир продумал до мельчайших деталей и поэтому «растоптал» эту угрозу для Руси.

Половцы: знакомство

Половцы, или половчане, как их ещё называют историки, – это народ тюркского происхождения, который вёл кочевой образ жизни. В разных источниках им дают разные названия: в византийских документах – куманы, в арабо-персидских – кыпчаки.

Начало XI века выдалось для народа очень продуктивным: он вытеснил торков и печенегов из Заволжья и сам осел в этих краях. Однако на этом завоеватели решили не останавливаться и перешли реку Днепр, после чего удачно спустились к берегам Дуная.

Таким образом они стали владельцами Великой Степи, которая простиралась от Дуная до Иртыша. Русские источники имеют это место как поле Половецкое.

Во время создания Золотой Орды половцам удалось ассимилировать множество монголов и успешно навязать им свой язык. Стоит отметить, что позже этот язык (кыпчакский) был положен в основу многих языков (татарского, ногайского, кумыкского и башкирского).

Происхождение термина

Слово «половцы» от древнерусского означает «жёлтый». Многие представители народа имели светлые волосы, однако большинство было представителями европеоидной расы с примесью монголоидной. Однако некоторые учёные говорят о том, что происхождение названия народа происходит от места их остановки – поля. Версий существует много, но ни одна не является достоверной.

Родовой строй

Разгром половцев был частично обусловлен их военно-демократическим строем. Весь народ был поделен на несколько родов. Каждый род имел своё имя – имя предводителя. Несколько родов объединялись в племена, которые создавали себе селенья и города-зимовья.

У каждого племенного союза была своя земля, на которой возделывалась пища. Также были организации поменьше, курени – объединение нескольких семейств.

Занимательно, что в куренях могли жить не только половцы, но и другие народы, с которыми происходило естественное смешение.

Политическая система

Курени объединялись в орды, во главе которых стоял хан. Ханы обладали высшей властью на местах. Кроме них, также существовали такие категории, как челядь и колодники. Также следует отметить такое деление женщин, которое предопределяло их в служанки. Они назывались чагами.

Колодники – это военнопленные, которые, по существу, были домашними рабами. Они выполняли тяжёлую работу, не имели никаких прав и были самым низшим звеном на социальной лестнице. Также были кошевые – главы больших семейств. Семейство состояло из кошей.

Каждый кош –это отдельная семья и её прислуга.

Богатство, добытое в боях, делилось между руководителями военных походов и знатью. Обычный воин получил лишь крохи со стола господ. В случае неудачного похода можно было разориться и попасть в полную зависимость от какого-нибудь знатного половца.

Военное дело

Военное дело половцев было на высоте, и это признают даже современные учёные. Однако история сохранила до наших дней не слишком много свидетельств о половецких воинах. Занимательно, что посвящать свою жизнь военному делу должен был любой мужчина или юноша, который был в состоянии просто носить оружие.

При этом вовсе не учитывалось его состояние здоровье, телосложение, а тем более личное желание. Но поскольку такое устройство существовало всегда, никто на него не жаловался. Стоит отметить, что военное дело половцев не было хорошо организовано с самого начала. Вернее будет сказать, что она развивалось поэтапно.

Историки Византии писали о том, что этот народ сражался при помощи лука, кривой сабли и дротиков.

Каждый воин носил специальную одежду, которая отображала его принадлежность к войску. Она изготавливалась из овечьей шкуры, и была достаточно плотной и удобной. Занимательно, что каждый воин-половец имел в своём распоряжении около 10 лошадей.

сила войска половцев заключалась в лёгкой кавалерии. Кроме перечисленных выше орудий, воины также сражались при помощи саблей и арканов. Уже несколько позже у них появилась тяжёлая артиллерия. Такие воины носили специальные шлемы, панцири и кольчуги. При этом они часто изготавливались весьма устрашающего вида, чтобы дополнительно запугать врага.

Также следует упомянуть о применении половцами тяжелых самострелов и греческого огня. Этому они, вероятнее всего, научились в те времена, когда жили возле Алтая.

Именно эти возможности делали народ практически непобедимым, ибо немногие военачальники того времени могли похвастаться такими знаниями.

Использование греческого огня много раз помогало половцам побеждать даже очень укрепленные и охраняемые города.

Стоит отдать должное тому, что войско обладало достаточной маневренностью. Но все успехи в этом деле сходили на нет из-за низкой скорости передвижения войска. Как и все кочевники, половцы одержали много побед благодаря резким и неожиданным нападениям на врага, длительным засадам и обманным маневрам.

Они часто избирали объектом нападения небольшие селения, которые не смогли бы оказать нужного сопротивления, а тем более победить половцев. Однако войско часто терпело поражение из-за того, что не хватало профессиональных бойцов. Обучению младших уделялось не слишком большое внимания.

Обучиться каким-либо навыкам можно было только во время облавы, когда основным занятием была отработка техники примитивного боя.

Русско-половецкие войны

Русско-половецкими войнами называют длительную серию серьёзных конфликтов, которая разыгрывалась приблизительно полтора века.

Одна из причин состояла в столкновении территориальных интересов обоих сторон, ведь половцы были кочевым народом, который желал покорять новые земли.

Вторая причина состояла в том, что Русь переживала тяжёлые времена раздробленности, поэтому некоторые правители признавали половцев союзниками, вызывая гнев и негодование других русских князей.

Положение было довольно печальным до того момента, пока не вмешался Владимир Мономах, который поставил своей первоначальной целью объединение всех земель Руси.

Предыстория боя на Сальнице

В 1103 году русскими князьями был проведен первый поход на кочевой народ в степи. Кстати, разгром половцев состоялся после Долобского съезда. В 1107 году русскими войсками были успешно разгромлены Боняки и Шаруканы. Успех вселил дух бунтарства и победы в души русских вояк, поэтому уже в 1109 году киевский воевода Дмитр Иворович разнёс в клочья крупные селенья половцев вблизи Донца.

Тактика Мономаха

Стоит отметить, что разгром половцев (дата – 27 марта 1111 год) стала одной из первых в современном списке Памятных дат военной истории РФ. Победа Владимира Мономаха и других князей была продуманной политической победой, которая имела дальновидные последствия. Русские одержали верх при том, что перевес в количественном выражении был почти полуторный.

Сегодня многим интересно, потрясающий разгром половцев при каком князе стал достижим? Огромная и неоценимая заслуга вклада Владимира Мономаха, который умело применил свой полководческий дар. Он предпринял несколько важных шагов.

Во-первых, он реализовал старый добрый принцип, который гласит о том, что уничтожать врага надо на его территории и малой кровью.

Во-вторых, он удачно применил транспортные возможности того времени, что позволило своевременно доставлять воинов-пехотинцев к месту сражения, при этом сохраняя их силы и дух.

Третья причина продуманной тактики Мономаха заключалась в том, что прибегнул даже к погодным условиям, чтобы одержать желанную победу – он вынудил кочевников сражаться в такую погоду, которая не позволяла им полностью использовать все преимущества своей конницы.

Однако это не единственная заслуга князя.

Владимир Мономах разгром половцев продумал до мельчайших подробностей, но чтобы реализовать план, необходимо было добиться практически невозможного! Для начала окунёмся в настроения того времени: Русь была раздроблена, князья держались за свои территории зубами, каждый норовил поступать по-своему, и каждый считал, что только он прав. Однако Мономаху удалось собрать, помирить и объединить своенравных, непокорных или даже глупых князей. Представить, сколько мудрости, терпения и мужества понадобилось князю, весьма сложно… Он прибегал к хитростям, уловкам и прямым уговорам, которые могли хоть как-то повлиять на князей. Результат был постепенно достигнут, и межусобицы прекратились. Именно на Долобском съезде были достигнуты основные договоренности и соглашения между разными князьями.

Разгром половцев Мономахом произошёл также благодаря тому, что он убедил других князей задействовать даже смердов, дабы укрепить войско. Раньше никто об этом даже не задумывался, ведь воевать положено было только дружинникам.

Разгром на Сальнице

Поход начался во второе воскресение Великого Поста. 26 февраля 111 года русское войско под командованием целой коалиции князей (Святополка, Давида и Владимира) направилось в сторону Шарукани. Занимательно, что поход русского войска сопровождался пением песен, сопровождением священниками и крестами.

Из этого многие исследователи истории Руси делают вывод, что поход был крестовым. Считается, что это было продуманным ходом Мономаха для поднятия боевого духа, но главное – для того, чтобы внушить войску, что оно может убивать и должно победить, ибо сам Бог велит им это.

Фактически Владимир Мономах превратил это великое сражение русских против половцев в праведную битву за православную веру.

До места боя войско дошло только через 23 дня. Поход был трудным, но благодаря боевому духу, песням и достаточному количеству провизии войско было довольно, а значит, в полной боеготовности. На 23 день воины вышли к берегам Северского Донца.

Стоит отметить, что Шарукань сдалась без боя и довольно быстро – уже на 5 день жестокой осады.

Жители города предложили захватчикам вино и рыбу – вроде бы незначительный факт, но он указывает на то, что люди вели здесь оседлый образ жизни. Также русские сожгли Сугров. Два поселения, которые были разгромлены, носили имена ханов.

Это именно те два города, с которыми боролось войско в 1107 году, но тогда хан Шарукан сбежал с места боя, а Сугров стал военнопленным.

Уже 24 марта произошло первое начальное сражение, в которое половцы вложили все свои силы. Оно происходило близ Донца. Разгром половцев Владимиром Мономахом произошёл позже, когда состоялся бой на реке Сальница. Интересно, что луна была полная. Это было второе и самое основное сражение двух сторон, в котором русские одержали вверх.

Крупнейший разгром русскими ратями половцев, дата которого уже известно всколыхнул весь половецкий народ, ведь последние имели большое численное преимущество в бою.

Они были уверены, что одержат победу, однако, не смогли противостоять продуманному и прямому удару русского войска.

Для народа и воинов разгром половцев Владимиром Мономахом был очень радостным и весёлым событием, ведь была получена хорошая добыча, пленено много будущих рабов, а самое главное – была одержана победа!

Последствия

Последствия этого великого события были яркими. Разгром половцев (год 1111) стал поворотным моментом в истории русско-половецких войн. После битвы половцы решились лишь один раз подступиться к границам Русского княжества. Занимательно, что сделали это они после того, как в мир иной отошёл Святополк (через два года после битвы).

Однако половцы наладили контакт с новым князем Владимиром. В 1116 году русское войско совершило ещё одни поход против половцев и захватило три города. Окончательный разгром половцев сломил их боевой дух, и вскоре они перешли на службу к грузинскому царю Давиду Строителю.

Кыпчаки не ответили на последний поход русских, чем подтвердили свой окончательный упадок.

Через несколько лет Мономах отправил Ярополка в поисках половцев за Дон, но там никого не оказалось.

Источники

Многие русские летописи повествуют о данном событии, которое стало ключевым и значительным для всего народа. Разгром половцев Владимиром укрепил его власть, а также веру народа в свою силу и своего князя. Несмотря на то что частично битва при Сальнице описывается во многих источниках, самый подробный «портрет» боя можно встретить только в Ипатьевской летописи.

Чрезвычайно важным событием стал разгром половцев. Руси такой поворот событий пришелся весьма кстати. И все это стало возможным благодаря усилиям Владимира Мономаха.

Сколько сил и ума он вложил в то, чтобы избавить Русь от этой напасти! Как тщательно он продумал ход всей операции! Он знал, что русские всегда выступали в роли жертвы, ведь половцы нападали первыми, а населению Руси оставалось только защищаться.

Мономах понял, что следует напасть первым, ведь это создаст эффект неожиданности, а также переведёт воинов из состояния защитников в состояние нападающих, которое более агрессивно и сильно в общей массе. Понимая то, что кочевники начинают свои походы весной, так как практически не имеют пеших воинов, он назначил разгром половцев на конец зимы, чтобы лишить их главной силы.

Кроме того, такой ход имел и другие достоинства. Они заключались в том, что погода лишала половцев их маневренности, которая была просто невозможной в условиях зимних заметов. Считается, что битва при Сальнице и разгром половцев в 1111 году – это первая крупная и продуманная победа Древней Руси, которая стала возможной благодаря полководческому таланту Владимира Мономаха.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/180238/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.