Виды предложений по цели высказывания примеры. Типы предложений по цели высказывания и интонации

Урок русского языка «Виды предложений по цели высказывания и интонации», 3 класс

Виды предложений по цели высказывания примеры. Типы предложений по цели высказывания и интонации

Виды предложений по цели высказывания и интонации

Педагогическая цель

Способствовать развитию умения определять цели высказывания предложений

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий

Планируемые результаты (предметные)

Применяют орфографические правила; контролируют свои действия, проверяют написанное

Личностные
результаты

Осознают необходимость самосовершенствования; развивают способность к оценке своей деятельности и деятельности одноклассников; проявляют доброжелательность в общении с учителем и одноклассниками

Универсальныеучебные действия

(метапредметные)

Познавательные: осуществляют сравнение, классификацию объектов; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; анализируют собственную работу, вносят изменения в процесс деятельности с учетом возникших трудностей.

Коммуникативные: формулируют и обосновывают собственное мнение; соблюдают грамматические нормы устной речи

Основное содержание

темы, понятия и термины

Предложение. Понятия «восклицательные и невосклицательные предложения», «интонация предложения». Виды предложений по цели высказывания и интонации. Определение вида предложения по цели высказывания и по интонации

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма

контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует обучающихся.

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнём

И сейчас урок начнём

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Проявляют готовность к работе
на уроке

II. Чистописание

Индивидуальная. Практический.
Письмо

К К // К К //

Кто в Москве не бывал, красоты не видал

Выполняют письмо по образцу

Вырабатывают каллиграфический почерк

Правильное написание

III. Повторение изученных знаний
и способов действий.

Словарная

работа

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Загадка, упражнение

– Отгадайте загадку.

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке

Зеленые прядки.

– Запишите отгадку, подберите родственные слова и разберите их по составу

– Морковь.

Подбирают родственные слова и разбирают их по составу

Осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополненияи коррективы в план и способ действия,

с учетом оценки результата самим обучающимся, учителем, товарищами

Упражнение

IV. Постановка учебной

задачи

Фронтальная. Словесный.

Сообщение учителя,
беседа

Называет тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу

Слушают учителя

Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Виды предложений по цели высказывания и интонации

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Какие предложения произносятся с целью сообщить что-то? Приведите примеры.

– Какие предложения произносятся с целью спросить о чем-то? Приведите при-
меры.

– Какие предложения произносятся с целью восхититься чем-то? Приведите при-
меры.

– Какие предложения произносятся с целью приказать кому-то, попросить о чем-то? Приведите примеры.

– Какие предложения вы знаете по цели высказывания? Назовите виды.

– Какие предложения вы знаете по интонации? Назовите виды

Отвечают на вопросы учителя

В сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; учатся разрешать конфликт: выявляют, идентифицируют проблемы, осуществляют поиск

и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимают решение и реализуют его

Беседа

по вопросам

2. Оформление границ предложений

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение, беседа

– Определите границы предложений
в упражнении 1 (учебник). Прочитайте.

– С какой интонацией вы их прочитали? Понятно ли по интонации, какие знаки препинания нужно ставить в конце предложения? Все ли виды предложений по цели высказывания есть в этом тексте? Спишите текст

Выполняют упражнение: определяют границы предложений; читают, соблюдая интонацию; списывают текст

Планируют решение учебной задачи, соответствующей этапу урока; оценивают результат работы,определяют, что уже усво-
ено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Упражнение

VI. Закрепление знаний

и способов действий.

Упражнение

в определении цели высказывания предложений

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение, работа с текстом,
беседа

Предлагает выполнить упражнение 2
(учебник).

– В рубрике «Путешествие в прошлое» прочитайте о происхождении слова окно(учебник).

– Рассмотрите рисунки в упражнении 3 
(учебник).

– Составьте и запишите три побудительных невосклицательных предложения, в которых бы выражались просьба, совет, пожелание

Отгадывают загадку

и устно определяют цель высказывания каждого предложения в стихотворении.

Работают с текстом, пересказывают.

По окончании работы зачитывают составленные предложения, выбирают лучшие из них, записывают в тетрадь

Овладевают навыками смыслового чтения; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Упражнение

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Что выражают побудительные предложения?

– Какова цель высказывания у повествовательного предложения? Вопросительного? Восклицательного?

– Оцените свою работу на уроке

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа

по вопросам. Саморегуляция

VIII. Домашнее задание.

Составление предложений

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

– Составьте и запишите предложения с целью сообщить что-то, спросить о чем-то, восхититься чем-то, приказать что-то

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

Источник: https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-vidi-predlozheniy-po-celi-viskazivaniya-i-intonacii-klass-3308791.html

Виды предложений

Виды предложений по цели высказывания примеры. Типы предложений по цели высказывания и интонации

  • Виды предложений по цели высказывания
  • Виды предложений по интонации

Каждое предложение произносится или пишется с какой-то целью: что-то рассказать, о чём-то спросить, попросить или приказать что-то сделать. По цели высказывания и интонации предложения делятся на виды:

Виды предложений по цели высказывания

Цель высказывания – это цель, с которой предложение произносится или пишется. Целью высказывания может быть сообщение, вопрос или просьба (приказ, побуждение к действию, совет).

Предложения с точки зрения выраженного в них содержания, то есть по цели высказывания, бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

  • Повествовательное предложение – это предложение, в котором что-либо сообщается, что-либо утверждается или что-либо отрицается: На улице плохая погода.Дельфин – млекопитающее.Дельфин – не рыба. В конце повествовательного предложения ставится точка, восклицательный знак или многоточие: Нам пора домой.Мы идём в кино!А вот и рассвет Повествовательные предложения произносятся с повествовательной интонацией – повышение голоса на одном из членов предложения и понижение его к концу предложения.
  • Вопросительное предложение – это предложение, которое содержит вопрос. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак: Что ты делаешь? Вопросительное предложение может содержать вопросительные слова: Какой это цвет?Где ты сегодня был? Иногда вопрос выражается с помощью вопросительных частиц  ли, ль, разве  и др.: Не хочешь ли тоже поехать?Тебе ль не знать?Разве тебе уже можно? Вопрос может выражаться только вопросительной интонацией, в этом случае вопросительных слов и частиц предложение содержать не будет. Повышение голоса будет падать на главное по смыслу слово в предложении: Поедешь с нами на дачу?Вы Иванова ждёте? Вопросительные предложения произносятся с вопросительной интонацией – повышение тона голоса на слове, с которым связан смысл вопроса, и к концу предложения: Вам нравится читать?Вам нравится читать?Вам нравится читать?
  • Побудительное предложение – это предложение, которое содержит повеление, просьбу или запрет. В конце повелительного предложения, в зависимости от того, произносится оно спокойным или повышенным тоном, ставится точка или восклицательный знак: Закройте дверь.Не входить! Побудительные предложения часто содержат обращения: Оля, закрой окно.Примечание: побудительные предложения часто имеют только один главный член – сказуемое, выраженное глаголом в повелительном наклонении: Не ходите по мокрому полу. Побудительные предложения произносятся с побудительной интонацией – с повышением голоса, напряжённо.

Виды предложений по интонации

По эмоциональной окраске (интонации) предложения делятся на восклицательные и невосклицательные:

  • Восклицательное предложение – это предложение, в котором высказываемая мысль сопровождается сильным чувством (удивлением, восторгом, восхищением, радостью и т. п.). Восклицательное предложение произносится с особой восклицательной интонацией. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак: Сегодня отличная погода! Восклицательными могут быть повествовательные, вопросительные и побудительные предложения: Отличный фильм! – предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске – восклицательное.Что делать будем?! – предложение по цели высказывания вопросительное, по эмоциональной окраске – восклицательное.Собирайся скорей! – предложение по цели высказывания побудительное, по эмоциональной окраске – восклицательное.
  • Невосклицательное предложение – это предложение, произносимое спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций (чувств). На конце невосклицательных предложений ставится точка: Как быстро прошло лето.
Новое на сайте|contact@izamorfix.ru
2018 − 2020©izamorfix.ru

Источник: https://izamorfix.ru/rus/sint_punkt/vidy_predlozheniy.html

Тема урока:

Виды предложений по цели высказывания примеры. Типы предложений по цели высказывания и интонации

Тема урока: Виды предложений по цели высказывания

повествовательные, вопросительные, побудительные.

Знаки препинания в конце предложений.

Цель : формировать понятие о видах предложений по цели высказывания  (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать умение  находить их в тексте и составлять самостоятельно; развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; воспитывать взаимоуважение, толерантность.

Тип урока: закрепление и обобщение знаний

Оборудование: карточки, осенние листья, картинки.

Ход урока:

1.     ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА  

2.     МИНУТКА КАЛЛИГРАФИИ

– Сядьте все, ребята, ровно. Сверьте свою осанку с таблицей.

– Возьмите в руки ручку, откройте тетради, проверьте, правильно ли она лежит.

 – Запишите число, классная работа.

– Проведем каллиграфическую минутку.

А) Каллиграфическая минутка     Пп  пр ре ед дл ло  ож же ен ни ие

            Соберите слово из буквосочетаний.

            Что получилось? (Предложение).

-Придумайте предложение с этим словом.

-Звуко-буквенный  анализ слова «предложение».

      – Прочитайте запись и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.

на, созрел, урожай, полях;

как, быстро, пролетело, лето;

небу, тучи, по;

наступает, красавица, весна;

– Что такое предложение?

3. СООБЩЕНИЕ  ТЕМЫ  И  ЗАДАЧ  УРОКА.

– Сегодня на уроке мы продолжим работать над предложениями.

– А что именно о предложении мы с вами будем изучать, вы узнаете, если разместите в правильном порядке карточки со словами:

и//интонации//Виды//по// предложений//цели//высказывания//

-Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Мы сегодня должны вспомнить:

– Какими бывают предложения по цели высказывания.

– Какими бывают предложения по интонации.

Мы сегодня должны научиться:

   Находить в тексте предложения разных видов.

   Самостоятельно составлять такие предложения.

4.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

-Скажите еще раз, что мы называем предложением?

-Какие знаки препинания мы ставим в конце предложений?

-От чего зависит постановка знака в конце предложения? (от интонации и от цели).

– Давайте прочитаем предложения и обратим внимание на то, какие они здесь  разные. Одни сообщают что – то, другие – спрашивают, в третьих содержится просьба.

     –  Черепаха, унеси меня домой!

     –  А где ты живешь?

     –  Я живу в муравейнике.

– Давайте найдем предложение, в котором содержится вопрос.

– Найдите предложение, в котором содержится просьба.

– Прочитайте предложение, в котором о чём-то рассказывают.

Как видим, предложения различаются по цели высказывания.

-Как вы понимаете сочетание «цель высказывания»?

-Как это можно сказать по-другому? (зачем я сказал, с какой целью)

-Какие цели ставят перед собой люди общаясь?

Хочу что-то сообщить

Хочу что-то спросить

Хочу призвать кого-то совершить действие

 По цели высказывания традиционно выделяются три вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.

5.Работа над упр.84

-Давайте прочитаем текст.

-Что это мы прочитали?

–Есть ли в тексте обращение?

-Как мы выделяем обращение в тексте?

-Найдите в тексте повествовательное предложение. Давайте его запишем.

– Какое основное назначение повествовательных предложений?

Основное назначение повествовательных предложений: сообщение об определённых явлениях действительности, передача информации собеседнику.

– Приведите свои примеры повествовательных предложений.  …..

– Какие знаки препинания ставятся в конце повествовательных предложений?

– Найдите и подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

-Найдите в тексте вопросительное преложение. Давайте его запишем.

 – Какое основное назначение вопросительных предложений?

 Вопросительные предложения служат для выражения вопроса. 

– Приведите свои примеры вопросительных предложений.   …..

– Какие знаки препинания ставятся в конце вопросительных предложений?

-Найдите в тексте побудительное предложение. Давайте его запишем.

-Как мы выделим обращение? 

– Какое основное назначение побудительных предложений?

Основное назначение побудительных предложений: побуждение к действию того, к кому обращена речь. 

– Приведите свои примеры побудительных предложений.   …..

– Какие знаки препинания ставятся в конце побудительных предложений?

 Сделайте вывод:правило с.48

– Какие же бывают предложения по цели высказывания?

Физкультминутка

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут быть эмоционально окрашены, т.е. выражать отношение говорящего к сообщению или передавать его переживания. Такие предложения называются восклицательными. 

– Приведите свои примеры восклицательных предложений.   …..

Если предложение не имеет особой эмоциональной окраски, то такое предложение невосклицательное.

– Приведите свои примеры невосклицательных предложений.   …..

6.Определение типа предложений по интонации и цели высказывания

-Подумайте и скажите, зачем нужны вопросительные, восклицательные и повествовательные предложения?

(они передают наши чувства)

-Правильно, человек радуется и огорчается, о чем-то просит других, за что-то благодарит. Без этих предложений наша речь будет бедна и невыразительна.

-Найдите повествовательные предложения.

-Найдите вопросительные предложения.

-Найдите побудительные предложения.

-Найдите восклицательные предложения.

Любите ли вы играть? Такой вопрос кажется вам смешным. Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол, машинками. Как здорово быть ребенком! Детство, не кончайся!

7.Самостоятельная работа

-Запишите предложения и укажите, какие они по цели высказывания и интонации.

Пушистый зверёк прыгнул на ель.

Ты был летом на море?

Мойте руки перед едой.

Сколько грибов в лесу!

7. ИТОГ

– Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря и мы не только  вспомнили какими бывают предложения, но и научились пользоваться своими знаниями.

Упражнение «МИКРОФОН»

-Продолжите фразу:

     – Предложение – это…

     – Предложение выражает ….

     – По цели высказывания предложения бывают …

     – По интонации предложения бывают …

     – В конце повествовательного предложения ставим …

     – В конце вопросительного предложения ставим …

               – В конце побудительного предложения ставим  …

            8. Д/З упр.88, с. 50, правило

Источник: https://multiurok.ru/files/tema-uroka-vidy-predlozhenii-po-tseli-vyskazyvan-1.html

Предложения по цели высказывания

Виды предложений по цели высказывания примеры. Типы предложений по цели высказывания и интонации
При выполнении синтаксического разбора любого предложения ученик обязательно характеризует его также по цели высказывания. Что это за характеристика и о чем она говорит – эти вопросы в нашей статье.

Основная функция речи – коммуникативная. Это значит, что в первую очередь она нужна для того, чтобы передать какую-то информацию, для общения.

Если наше сообщение, письменное или устное, получено и понято адресатом, то цель достигнута.

Чтобы нас поняли, мы стараемся правильно подбирать наиболее точные слова, а также писать и говорить без ошибок, которые могли бы затруднить понимание, а то и сделать его невозможным.

Мы правильно строим фразы с учетом их смысла и цели.

Например, если мы хотим о чем-то спросить, мы строим фразу в форме вопроса и произносим ее с особой интонацией, а если это письменная речь, то мы ставим в конце предложения вопросительный знак.

Каждое наше высказывание преследует какую-то цель. И эти цели, как правило, можно разделить на три группы.

  • Если нам надо передать какую-то информацию, сообщить о чем-то, то наша цель – повествование, сообщение вести.
  • Если мы хотим что-то выяснить для себя, то мы спрашиваем, задаем вопрос.
  • Если мы хотим, чтобы другие что-то делали, то мы их просим или приказываем им – побуждаем что-то сделать.

Так как цели разные, то и предложения по цели высказывания (то есть по тому, зачем мы говорим) разные. Видов предложений по цели высказывания три: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Чтобы определить тип предложения по теме высказывания, надо понять, что за цель была у автора фразы.

Как бы ни были разнообразны цели, с которыми мы начинаем говорить или писать, все их, оказывается, можно свести всего лишь к трем типам.

Если предложение создано для того, чтобы о чем-то сообщить, то оно повествовательное. Примеры повествовательных предложений:

  • Уже вечер.
  • Долго ли, коротко ли ехал Иван-царевич, и набрел он на избушку.
  • Мне хотелось бы поздравить вас с юбилеем!

Если наша цель – выяснить что-то, то мы задаем вопрос, то есть наше предложение вопросительное.

Вот примеры таких предложений:

  • Кто пойдет в магазин за хлебом?
  • Что это?
  • Вы будете участвовать в конкурсе?

Если же наша цель – побуждение собеседника к какому-то действию, нам потребуется построить побудительное предложение.

Приведем примеры и таких фраз.

  • Иди скорее!
  • Передайте, пожалуйста, эту тетрадь Алевтине Олеговне.
  • Не плачь, девчонка!

Неправильно употреблять термин «восклицательное» вместо «побудительное» – это совершенно разные характеристики.

То есть, чтобы определить тип предложения по цели высказывания, надо понять, какова эта цель.

Школьники учатся давать такую характеристику предложению с 3 класса.

Иногда возникают ошибки, связанные с тем, что школьники ассоциируют характеристику по цели высказывания со знаком конца предложения. Ребятам кажется, что в конце повествовательного предложения должна стоять точка, в конце вопросительного – вопросительный знак, а в конце побудительного – восклицательный. Поэтому они путают побудительные предложения с восклицательными.

Но по нашим примерам ясно, что это неправильно. Восклицательный знак показывает, что предложение произносится с особым чувством, эмоционально. Но так может произноситься любое предложение! Интонация («восклицательность») – это отдельная характеристика.

Посмотрим в таблице, как могут сочетаться характеристики по цели высказывания и по интонации.

повествовательноевопросительноепобудительное
восклицательноеСегодня суббота!И ты пойдешь?!Не отставай!
невосклицательноеУрок начался.Пойдешь в кино?Принесите еще чашечку, пожалуйста.

Каждое выказывание преследует какую-то цель. Одни передают информацию – это повествовательные предложения. Другие о чем-то спрашивают – это вопросительные.

Третьи к чему-то побуждают – они называются побудительными.

Эта характеристика не дублируется характеристикой интонации, а дополняется ею, так как предложение, каково бы оно ни было по цели выказывания, может быть и восклицательным, и невосклицательным.

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 277.

  • Звонкие согласные звукиТест
  • Парные согласные звукиТест
  • Суффиксы прилагательныхТест
  • Предложения с обращениемТест

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/predlozheniya-po-celi-vyskazyvaniya-vidy-3-klass.html

Виды предложений по интонации и цели высказывания

Виды предложений по цели высказывания примеры. Типы предложений по цели высказывания и интонации

По инто­на­ции раз­ли­ча­ем вос­кли­ца­тель­ные и невос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния. По цели выска­зы­ва­ния ука­жем пред­ло­же­ния повест­во­ва­тель­ные, вопро­си­тель­ные и побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния.

Что такое интонация предложения?

Интонация явля­ет­ся одной из важ­ных харак­те­ри­стик пред­ло­же­ния. Начнем с опре­де­ле­ния, что назы­ва­ет­ся инто­на­ци­ей.

Это сло­во име­ет латин­ское про­ис­хож­де­ние: гла­гол intonare бук­валь­но зна­чит «гром­ко про­из­но­сить». В син­так­си­се рус­ско­го язы­ка  тер­мин «инто­на­ция» обо­зна­ча­ет ритмико-мелодический строй пред­ло­же­ния, как в уст­ной речи оно про­из­но­сит­ся, с повы­ше­ни­ем или пони­же­ни­ем тона.

Рассмотрим более подроб­но, с какой инто­на­ци­ей про­из­но­сят­ся пред­ло­же­ния и какую име­ют эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку.

Таблица

ПО ИНТОНАЦИИ
ВосклицательноеНевосклицательное
Мне пода­ри­ли котен­ка!Мне пода­ри­ли котен­ка.
ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
ПовествовательноеВопросительноеПобудительное
На ули­це пре­крас­ная пого­да.Почему вы сиди­те дома?Идите гулять.

Невосклицательные предложения

Каждое пред­ло­же­ние име­ет инто­на­цию кон­ца пред­ло­же­ния. Если выска­зы­ва­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но, без осо­бой эмо­ци­о­наль­ной нагруз­ки в его кон­це, это невос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние.

Примеры невосклицательных предложений

Поздно ночью пошёл силь­ный дождь. Он весе­ло сту­чал в окна, лихо шумел в густой лист­ве дере­вьев, дело­ви­то жур­чал в водо­сточ­ных тру­бах (Л. Лагин).

Летом сра­зу бро­са­ют­ся в гла­за обиль­ные кисти с глян­це­вы­ми чер­ны­ми яго­да­ми (В. Солоухин).

Большая пло­щадь ста­ро­го горо­да над Днепром зарос­ла тра­вой. Здесь было тихо и чин­но. Над собо­ром ека­те­рин­ских вре­мен вились ласточ­ки (А. Толстой).

Восклицательные предложения

Простые пред­ло­же­ния могут допол­ни­тель­но выра­жать эмо­ции и чув­ства гово­ря­ще­го. Тогда про­из­но­сят­ся они с осо­бой инто­на­ци­ей вос­кли­ца­ния.

В деревне куда при­воль­ней, чем в горо­де. Можно и в лес за яго­да­ми схо­дить, да и на речу — иску­пать­ся и поры­ба­чить. А к обе­ду уха, да ещё какая! (Г. Скребицкий).

Последнее пред­ло­же­ние в этом сооб­ще­нии явля­ет­ся по инто­на­ции явля­ет­ся вос­кли­ца­тель­ным, так как выра­жа­ет чув­ство вос­хи­ще­ния.

В вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях исполь­зу­ют­ся место­име­ния и наре­чия в роли уси­ли­тель­ных частиц:

Голубушка, как хоро­ша! Чем любо­вать­ся тут?
Ох, при­зна­юсь — хоть это мне и больно- не прав и я ! (И. А. Крылов)

Предложения по цели высказывания

По цели выска­зы­ва­ния — сооб­ще­ние, вопрос, побуж­де­ние — про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на три вида:

  • повест­во­ва­тель­ные
  • вопро­си­тель­ные
  • побу­ди­тель­ные

Восклицательным может быть каж­дое из этих про­стых пред­ло­же­ний.

Повествовательное предложение

В уст­ной речи пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но, толь­ко голос повы­ша­ет­ся на одном из чле­нов пред­ло­же­ния и пони­жа­ет­ся к его кон­цу. Это повест­во­ва­тель­ная инто­на­ция, а такой вид пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся повест­во­ва­тель­ным. В нём сооб­ща­ет­ся, кон­ста­ти­ру­ет­ся о каком-либо собы­тии или фак­те, напри­мер:

Вчера выпал снег.

Второй день льёт дождь как из вед­ра.

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак — точ­ка.

Примеры повествовательных предложений в художественной литературе

Белая бере­за под моим окном при­на­кры­лась сне­гом точ­но сереб­ром (С.Есенин).

Бесконечная доро­га убе­га­ет лен­той вдаль (С. Есенин).

В одном боло­те, под дикой ивой, выве­лись утя­та (М. Пришвин).

Одуванчики цве­тут с вес­ны до осе­ни (В. Солоухин).

Солнце уже спус­ка­лось за лес. Оно бро­са­ло несколь­ко чуть теп­лых лучей, кото­рые про­ре­зы­ва­лись огнен­ной поло­сой через весь лес (И. Гончаров).

Вопросительные предложения

По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния, кото­рые выра­жа­ют вопрос. В уст­ной речи голос инто­на­ци­он­но повы­ша­ет­ся на том сло­ве, кото­рый явля­ет­ся глав­ным в вопро­се, напри­мер:

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Такое выде­ле­ние голо­сом важ­но­го по смыс­лу сло­ва в пред­ло­же­нии назы­ва­ет­ся смыс­ло­вым, или логи­че­ским уда­ре­ни­ем.

В кон­це вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния необ­хо­ди­мо поста­вить вопро­си­тель­ный знак.

Примеры вопросительных предложений в художественной литературе

Знаете ли вы, какое насла­жде­ние выехать вес­ной до зари? (И.Тургенев).

Жалко ста­ло ребя­там, что лисе­нок убе­жал. Куда он такой малень­кий денет­ся? Пропадет в лесу. Пришел дедуш­ка, посмот­рел нору, голо­вой пока­чал и гово­рит:
— Нет, ребя­та. Это не лисе­нок ход про­ко­пал. Это мать-лиса за ним при­хо­ди­ла (В.Бианки).

Крошка-сын к отцу при­шёл и спро­си­ла кро­ха:
— Что такое хоро­шо и что такое пло­хо? (В. Маяковский).

О чём эта пес­ня вагон­ных колес,И птиц щебе­та­нье,И шелест берёз?

О родине, толь­ко о родине (Расул Гамзатов).

Источник: https://russkiiyazyk.ru/sintaksis/vidyi-predlozheniy.html

Типы предложений по цели высказывания. урок. Русский язык 3 Класс

Виды предложений по цели высказывания примеры. Типы предложений по цели высказывания и интонации

Тема урока: «Типы предложений по цели высказывания».

Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а зачем-то, с какой-то целью. Иногда мы хотим  сообщить о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Так я сообщила вам тему урока.

Иногда хотим получить от собеседника какую-либо информацию, спросить о чём-то. Я могу задать вам вопрос: «Вы приготовились к уроку?»

А когда-то мы побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем, советуем, требуем. Я могу посоветовать вам: «Будьте внимательными».

Вот почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные.

Прочитаем диалог, т. е. разговор двух людей. Постараемся объяснить, зачем, с какой целью говорились эти предложения.

-Мама!.. Мама!.. – что было сил завопил я.

-«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а-!» – будто передразнил меня кто-то вдали.

-Что ты кричишь? Что случилось?

-Я думал, ты далеко! – сразу успокоившись, ответил я. –Там в лесу кто-то дразнится.

-Кто дразнится?

-Не знаю. Я кричу – и он тоже. Вот послушай: Ау! Ау!

-«Ау! Ау! Ау!» – отозвалось из лесной дали.

-Да ведь это эхо! (По Г. Скребицкому)

Мама задаёт сыну вопросы:

-Что ты кричишь? Что случилось? Кто дразнится?

 Это вопросительные предложения.

Мальчик сообщает ей:

– Я думал, ты далеко!  Там в лесу кто-то дразнится. Не знаю. Я кричу – и он тоже. Да ведь это эхо!

Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то – это повествовательные предложения.

Найдём предложение, в котором сын просит маму, побуждает что-то сделать.

– Вот послушай…

Это побудительное предложение.

 Объясню термин «побудительное предложение». Будить – помогать  проснуться (отсюда слово будильник), а значит, начать действовать; побуждение – подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.

Побудительные предложения могут выражать совет,  просьбу, предложение, пожелание, требование.

Расположите предложения в данном порядке: 1) совет,  2) просьба, 3) предложение, 4) пожелание, 5) требование.

Позовите, пожалуйста, Сашу к телефону. (Просьба)

Не барабань пальцами по столу! (Требование)

Будьте добрыми! (Пожелание)

Давайте играть в прятки. (Предложение)

Вы лучше встаньте утром пораньше. (Совет)

Требование всегда можно превратить в просьбу, если добавить одно волшебное слово: Не барабань пальцами по столу, пожалуйста. Не барабань, пожалуйста, пальцами по столу.  Слово пожалуйста выделяется запятыми.

Вы заметили, что в конце некоторых предложений стоит восклицательный знак?

Предложения бывают разными не только по тому, зачем, с какой целью  мы говорим, но и по тому, как это делаем: спокойно или с особым чувством. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с разной интонацией.

Предложения, в которых заметно выражены чувства (радость, восторг, страх, удивление, огорчение, досада), произносятся с восклицательной интонацией.  Их так и называют: восклицательные.

Предложениям, в которых чувства не выражаются или не подчёркиваются, дали название: невосклицательные.

В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.

Хотите – запомните: деление предложений по интонации можно называть и по-другому: по эмоциональной окраске.

Прочитайте предложения. В чём вы видите различие предложений в каждой группе? (Эти предложения разные  по интонации). Прочитаем предложения так, как требуют знаки. Определим, каким является каждое из предложений по цели и интонации.

1. Хороший снеговик получился.

Хороший снеговик получился!

2. Что тут у вас происходит?

Что тут у вас происходит?!

3. Не ссорьтесь, не обижайте друг друга.

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга!

1. По цели эти предложения повествовательные, так как сообщают о том, что снеговик получился хороший. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, в нём выражена радость.

Хороший снеговик получился. (Повеств., невоскл.)

Хороший снеговик получился! (Повеств., воскл.)

2. По цели эти предложения вопросительные, так как задают вопросы. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, произносится с особым чувством.

Что тут у вас происходит? (Вопрос., невоскл.)

Что тут у вас происходит?! (Вопрос., воскл.)

3. По цели эти предложения побудительные, они побуждают нас не ссориться, не обижать друг друга. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное.

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга. (Побудит., невоскл.)

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга! (Побудит., воскл.)

В вопросительных предложениях мы часто используем специальные вопросительные слова: кто, что, чей, кого, чего, сколько, какой, как, зачем, почему, где, куда, откуда, когда и другие.

Кто живёт в капле речной воды?

Почему летом жарко, а зимой холодно?

Что будет, если исчезнут насекомые?

Какой зверь самый хищный на свете?

Где и как рождается снег?

Откуда берётся роса на траве?

Вопросительное предложение может быть заголовком в тексте.

Какими по цели и интонации могут быть предложения, обозначенные такими схемами?

Что каждый из знаков говорит об интонации?

По интонации первое предложение – невосклицательное, а второе и третье – восклицательные.

Что каждый из знаков говорит о цели?

Вопросительный знак точно подсказывает цель предложения. Третье предложение – вопросительное.

Каждое из двух первых предложений по цели может быть повествовательным или побудительным.

Прочитаем диалог и определим, какие предложения подходят к схемам.

 – Какой шум!

 – Не бойся меня, заяц. Я ёжик.

– Что ты такой шум поднял?!

 – Да разве я виноват?! Это листья под лапами шуршат. (По Э. Шиму)

 – Какой шум! (2 схема: повествовательное, восклицательное)

 – Не бойся меня, заяц. (1 схема:  побудительное, невосклицательное)

Я ёжик. (1 схема:  повествовательное, невосклицательное)

– Что ты такой шум поднял?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)

 – Да разве я виноват?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)

Это листья под лапами шуршат. (1 схема:  повествовательное, невосклицательное)

Потренируйтесь. Прочитайте текст. Найдите вопросительные, повествовательные, побудительные предложения.

Вы знаете, кто я? Я – повелитель птиц. Захочу – и птицы сами прилетят ко мне. Вы спросите, почему? Потому что у меня есть волшебная полочка.

Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины. Каждый день будут прилетать к вам птицы. (По Н. Сладкову)

Вопросительные предложения: Вы знаете, кто я? Вы спросите, почему?

Повествовательные: Я – повелитель птиц. Захочу – и птицы сами прилетят ко мне. Потому что у меня есть волшебная полочка. Каждый день будут прилетать к вам птицы.

Побудительные: Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины.

Теперь вы знаете, что предложение бывает

1)по цели: повествовательное,вопросительное или побудительное;

2) по интонации: восклицательное или невосклицательное.

Повествовательное – это предложение, в котором мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то.

Вопросительное предложение задаёт вопрос.

Побудительное предложение побуждает к действию.

Список рекомендованной литературы

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. School-collection.edu.ru (Источник).      
  2. School-collection.edu.ru (Источник).  
  3. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru (Источник). 

Рекомендованное домашнее задание.

  • Из слов составьте повествовательное, вопросительное и побудительное предложения: “Дети, читать, интересный, книги, библиотека, в”.
  • Прочитайте. Какие знаки поставите в конце каждого предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.

Носорог.

Хотите узнать любопытную вещь Нет у носорога рогов Вы удивились А что же тогда у него на носу Волосы Они очень сильно срослись и образовали на носу жёсткий хохолок

(По В.Волиной) 

  • Найдите в тексте побудительные предложения. Выполните  задания, которые даны в побудительных предложениях.

Скоро зима. Выпадет снег. Знаешь ли ты «снежные» слова: наст, пороша, позёмка? Можешь ли ты объяснить их значение? Составь словарик «снежных» слов. Объясни значение слов наст и пороша. Составь предложение со словом позёмка.

(По Н. Надеждиной)

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/predlozhenie/tipy-predlozheniy-po-tseli-vyskazyvaniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.