Задание для детей 5 лет что лишнее. Что лишнее. Выводы об уровне развития

Методика

Задание для детей 5 лет что лишнее. Что лишнее. Выводы об уровне развития

Источник: Забрамная С. Д. “От диагностики к развитию”. – /Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях М.: Новая школа, 1998 г. – 144 с.

Цели исследования Исследуется аналитико-синтетическая деятельность в зрительно воспринимаемых объектах (первый и второй варианты) и на основе мысленного представления (третий вариант). Умение делать обобщения. Логическая обоснованность и целенаправленность. Четкость представлений. Использование помощи.

Оборудование Три рисунка разной сложности. На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) три квадрата, в каждом по четыре фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку (величина, цвет, форма). Предлагается детям с 5 лет.

На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) три квадрата, в каждом по четыре предмета: три одной родовой группы, а четвертый — другой родовой группы. Предлагается детям с 6 лет. На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) три квадрата, в каждом по четыре слова-понятия, одно из которых не подходит.

Предлагается детям с 7 лет.

Процедура проведения

Поочередно предлагаются ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2, 3. При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 1 инструкция: “Скажи, что здесь не подходит?”. При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 2 сначала просят назвать, что нарисовано, а затем спрашивают: “Что здесь не подходит?”. Помощь: “Здесь три предмета (картинки), чем-то одинаковые, а один не подходит. Какой?”. При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 3 исследователь сам читает слова, а затем просит ребенка назвать неподходящее к остальным слово. При правильном ответе просят объяснить выбор.

Анализ результатов

Дети с нормальным умственным развитием понимают цель задания и самостоятельно выделяют признак, который отличает фигуру от остальных. Дают речевое обоснование принципа выделения фигуры.

В работе с картинками также способны произвести самостоятельное обобщение и обосновать выделение неподходящей картинки. При выделении слов-понятий иногда требуется повторное прочтение. Наводящие вопросы достаточны для правильного выполнения.

Необходимо иметь в виду, что уровень развития обобщения в этом возрасте у детей разный. Одни сразу выделяют существенные признаки, другие обращают внимание на побочные признаки. Это свидетельствует о недостаточной сформированности высших уровней обобщения.

Тем не менее у детей с нормальным умственным развитием нет случаев неадекватного выполнения этого задания.

Дети умственно отсталые не понимают инструкцию и самостоятельно не выполняют задания. К 6—7 годам они зрительно выделяют величину, цвет, но затрудняются дать речевое обобщение даже при наводящих вопросах. Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) в этом возрасте им недоступно.

Дети с задержкой психического развития понимают инструкцию, выполняют задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) по установлению родовых групп и их обоснованию вызывает трудности.

Организующая помощь эффективна. Работа с выделением слов-понятий (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) выполняется при наводящих вопросах, повторных прочтениях, разъяснениях. Затрудняются дети при объяснении принципа выделения.

Наибольшие сложности у них при речевом обосновании.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ3.

ВАРИАНТ 2.

Источник: Немов Р. С. “Психология в 3-х томах”. – М.: ВЛАДОС, 1995 год. – Том 3, стр. 148.

         Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

В методике детям предлагается серия картинок (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним.

Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8—9 баллов   — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.

6—7 баллов   — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
4—5 баллов   — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2—3 балла     — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0—1балл       — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий
8—9 баллов   — высокий
4—7 баллов   — средний
2
—3 балла   — низкий
0 – 1 балл – очень низкий

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 А.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Б. Дополнительные материалы к методике “Что лишнее?”

ВАРИАНТ 3.

Источник: Альманах психологических тестов – М.: КСП, 1996 г. – 400 с.

          Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение лишнего», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из  серий, в каждой серии — по 4 слова. (Предлагается 2 варианта). Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов.

Материал:   Бланк с напечатанными сериями из четырех – пяти слов.

Инструкция и ход выполнения: Испытуемому предъявляю бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять (четыре) слов, из которых четыре (три) можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этот группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Бланк для словесного варианта

1 ВАРИАНТ. 1.  Стол, стул, кровать, пол, шкаф. 2.  Молоко, сливки, сало, сметана, сыр. 3.  Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки. 4.  Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор. 5.  Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый. 6.  Береза, сосна, дерево, дуб, ель. 7.  Самолет, телега, человек, корабль, велосипед. 8.

  Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр. 9.  Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр. 10.  Токарь, учитель, врач, книга, космонавт. 11.  Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий. 12.  Дом, мечта, машина, корова, дерево. 13.  Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно. 14.  Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

15.  Ненавидеть,   презирать,   негодовать,   возмущаться, понимать. 16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие. 17.  Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный. 18.  Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол. 19.  Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение

20.  Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

;

2 ВАРИАНТ.

1)    книга, портфель, чемодан, кошелек; 2)    печка, керосинка, свеча, электроплитка; 3)    часы, очки, весы, термометр; 4)    лодка, тачка, мотоцикл, велосипед; 5)   самолет, гвоздь, пчела, вентилятор; 6)    бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы; 7)    дерево, этажерка, метла, вилка; 8)    дедушка, учитель, папа, мама; 9)    иней, пыль, дождь, роса; 10)    вода, ветер, уголь, трава; 11)    яблоко, книга, шуба, роза; 12)    молоко, сливки, сыр, хлеб; 13)    береза, сосна, ягода, дуб; 14)    минута, секунда, час, вечер;

15)    Василий, Федор, Семен, Иванов.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

ШКАЛА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИИ  ОБОБЩЕНИЯ

Число балловХарактеристика решения задач
12
Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения:
5 ——- 51)  Объединяемых в одну группу предметов (слов); 2)  «лишнего» предмета (слова).
Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:
4 ——- 41) для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу; 2) для обозначения «лишнего» предмета (слова).
Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:
2,5 —— 2,51)  Объединяемых в одну группу предметов (слов); 2)  «лишнего» предмета (слова).
То же, но с помощью исследователя для обозначения:
1 —— 11)  предметов (слов) объединенных в одну группу; 2)  «лишнего» предмета (слова).
Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения
0 —— 01) предметов (слов) объединенных в одну группу; 2)  «лишнего» предмета (слова).

           Если испытуемый справляется с первыми тремя – четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.

         Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

              

Источник: http://iemcko.ru/4380.html

Диагностика развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте

Задание для детей 5 лет что лишнее. Что лишнее. Выводы об уровне развития

В специальной литературе представлены различные методики для исследования уровня развития словесно-логического мышления и операций мышления.

Тест «Невербальная классификация» (для детей 5 – 7 лет)

Цель: Оценить уровень образно-логического мышления, операции анализа и обобщения.

Оборудование:  Картинки с изображением предметов, относящихся к двум классам близких по смыслу понятий (20 шт.).

* * *

Взрослый просит ребенка внимательно посмотреть, что он делает, и начинает раскладывать картинки в две группы, не объясняя принципа систематизации.

После того как взрослый разложит три картинки, он передает их ребенку, предлагает ему разложить картинки дальше, раскладывает первые две картинки (например, волк и корова), затем подкладывает еще одну правильно (например, под корову подкладывается картинка, где нарисована овца). Передав картинки ребенку, взрослый молча наблюдает за его деятельностью.

Если ребенок ошибается, взрослый молча перекладывает картинку в нужную группу. По окончании работы взрослый спрашивает ребенка, почему тот разложил картинки на эти две группы и какое название он может дать этим группам.

Анализ результатов

В норме классификация картинок занимает не больше 5—7 мин, медлительные дети делают это за 8—10 мин. Главное внимание обращается на характер работы и количество ошибок.

Средний уровень развития словесно-логического мышления. Ребенок допускает 2—3 ошибки, преимущественно в самом начале работы, правильно называет группы обобщающим понятием.

Низкий уровень. Ребенок допускает более 5 ошибок, раскладывает хаотично, дает название не всем группам.

Взрослый вводит вербальное обозначение классифицируемых понятий. Как правило, детям говорят: «А зачем ты кладешь рисунок лошадки в эту группу? Ведь тут тигр, лев, волк, т.е. только те животные, которые живут на воле, в лесу или в джунглях.

Это — дикие животные, а лошадь — домашнее животное, она живет с человеком, и эту картинку надо положить в ту группу, где корова, свинья». После этого классификацию доводят до конца, но не оценивают.

Для диагностики мышления и процесса обучаемости ребенку дают другой набор карточек и в этом случае работу не прерывают даже тогда, когда он допускает ошибки.

Задержка психического развития, интеллектуальное недоразвитие. Ребенок после объяснения взрослого не может справиться с заданием либо не может назвать разложенные группы картинок. Для подтверждения диагноза через день-два можно предложить провести более легкую классификацию (овощи и мебель, люди и транспорт), с которой справляются даже дети 4,5—5 лет.

Тест «Нелепицы» для детей 5-7 лет

Цели:

1. Оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между объектами этого мира (животными, их образом жизни, природой).

2. Оценить умения ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Оборудование:  Картинка с изображением 7 нелепиц.

Педагог предлагает ребенку посмотреть на картинку и сказать, все ли находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь ребенку покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, он должен указать на это и объяснить, почему это не так и как должно быть.

Вначале ребенку показывают картинку с нелепицами. Во время рассматривания ребенок получает инструкцию.

Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции рисунка и выполнения задания — 3 мин. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Анализ результатов

10 баллов — за отведенное время (3 мин) ребенок заметил все 7 нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так и как должно быть;

8—9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 из них не сумел объяснить или сказать, как должно быть на самом деле;

6—7 баллов — ребенок отметил и заметил все нелепицы, но 3— 4 из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть;

4—5 баллов — ребенок заметил все нелепицы, но 5—7 из них не успел за 3 мин до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть;

2—3 балла — за 3 мин ребенок не успел заметить 1—4 нелепицы, а до объяснения дело не дошло;

0—1 балл — за 3 мин ребенок успел обнаружить меньше 4-х нелепиц.

Выводы об уровне развития:

— очень высокий — 10 баллов;

— высокий — 8—9 баллов;

— средний — 4—7 баллов;

— низкий — 2—3 балла;

— очень низкий — 0— 1 балл.

Тест «Что здесь лишнее?» для детей 4-6 лет

Цель: Исследовать процессы образно-логического мышления, операций анализа и обобщения.

Оборудование:  Картинки (4 шт.) с изображением 4 предметов, один из которых — лишний.

На каждой из этих картинок один из четырех изображенных предметов лишний. Педагог предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки и определить, какой предмет и почему является лишним.

На решение задачи отводится 3 мин. Картинки можно предъявлять по одной.

Анализ результатов

10 баллов — ребенок решил задачу меньше чем за 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними;

8—9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 мин;

6—7 баллов — ребенок справился с задачей за 1,5—2 мин;

4—5 баллов — ребенок решил задачу за 2—2,5 мин;

2—3 балла — ребенок решил задачу за 2,5—3 мин;

0— 1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития:

— очень высокий — 10 баллов;

— высокий — 8—9 баллов;

— средний — 4—7 баллов;

— низкий — 2—3 балла;

— очень низкий — 0—1 балл.

Тест «Лишний предмет» для детей 4-6 лет

Цель: Оценить уровень образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения.

Оборудование:  Карточки (6 шт.) с 4 предметами, один из которых лишний.

На картинке один из 4 предметов лишний. Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть и сказать, какой предмет лишний, почему и как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом. Картинки ребенку предлагаются по одной по порядку.

Анализ результатов

Если ребенок 6—7 лет правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум в 4-х карточках, — это хороший уровень развития образно-логического мышления.

Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Ярослава Йерасика

Цель: Исследовать умения ребенка определять понятия, выяснять причины, выявлять сходство и различие в объектах.

* * * 

1. Какое животное больше — лошадь или собака:

а) лошадь — 0 баллов;

б) неправильный ответ — -5 баллов.

2. Утром вы завтракаете, а днем:

а) обедаете, вы едите суп, мясо — 0 баллов;

б) ужинаете, спите и другие ошибочные ответы — -3 балла.

3. Днем светло, а ночью:

а) темно — 0 баллов;

б) неправильный ответ — -4 балла.

4. Небо голубое, а трава:

а) зеленая — 0 баллов;

б) неправильный ответ — -4 балла.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки — это:

а) фрукты — 1 балл;

б) неправильный ответ — -1 балл.

6. Шлагбаум опускается раньше, чем пройдет поезд:

а) чтобы поезд не столкнулся с автомобилем — 1 балл;

б) чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) — 0 баллов;

в) неправильный ответ — -1 балл.

7. Москва, Рязань, Санкт-Петербург — это:

а) города — 1 балл;

б) станции — 0 баллов;

в) неправильный ответ — -1 балл.

8. Который час показывают часы (показать на часах):

а) хорошо показано — 4 балла;

б) показаны только четверть, целый час, четверть и час, правильно — 3 балла;

в) не знает часов — 0 баллов.

9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это.., маленькая овечка — это:

а) щенок, ягненок — 4 балла;

б) только один ответ из двух — 0 баллов;

в) неправильный ответ — -1 балл.

10. На кого больше похожа собака, чем похожа и что у них общего:

а) на кошку, потому что у нее тоже четыре лапы, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) — 0 баллов;

б) на кошку (без приведения признаков подобия) — -1 балл;

в) на курицу — -3 балла.

11. Почему у всех автомобилей есть тормоза:

а) две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте; остановиться в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) — 1 балл;

б) одна причина — 0 баллов;

в) неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) — -1 балл.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор:

а) два общих признака (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвозди) — 3 балла;

б) одно подобие — 2 балла;

в) неправильный ответ — 0 баллов.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка:

а) определение, что это животные, или приведение двух общих признаков (у них по четыре лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазать по деревьям) — 3 балла;

б) одно подобие — 2 балла;

в) неправильный ответ — 0 баллов.

14. Чем отличаются гвоздь и винт и как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой:

а) у них есть разные признаки: у винта — нарезка (резьба, тонкая закрученная линия, вокруг зарубки) — 3 балла;

б) винт завинчивается, а гвоздь забивается; у винта есть гайка — 2 балла;

в) неправильный ответ — 0 баллов.

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это:

а) спорт, физкультура — 3 балла;

б) игры (упражнения), гимнастика, состязания — 2 балла;

в) неправильный ответ — 0 баллов.

16. Какие ты знаешь транспортные средства:

а) три наземных транспортных средства, самолет и корабль — 4 балла;

б) только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться, — 2 балла;

в) неправильный ответ — 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого и какая между ними разница:

а) три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже

не может работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен; скорее умрет, чем молодой) — 4 балла;

б) одно или два различия — 2 балла;

в) неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) — 0 баллов.

18. Почему люди занимаются спортом:

а) по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, подвижными, стройными; они хотят добиться рекорда и т.д.) — 4 балла;

б) одна причина — 2 балла;

в) неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) — 0 баллов.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы:

а) остальные должны за него работать (или выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой); он ленивый, мало зарабатывает и не может ничего купить — 2 балла;

б) неправильный ответ — 0 баллов;

20. Почему на конверт нужно приклеивать марку:

а) так платят за пересылку, перевозку письма — 5 баллов;

б) получатель за письмо без марки должен был бы уплатить штраф — 2 балла;

в) неправильный ответ — 0 баллов.

Анализ результатов

После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, набранных по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:

— первая — от +24 и более;

— вторая — от +14 до +23;

— третья — от 0 до +13;

— четвертая — от —1 до —10;

— пятая — менее —11.

Выводы об уровне развития: по классификации положительными считаются первые три группы; дети, набравшие от +24 до + 13 баллов, считаются готовыми к обучению в школе.

Алябьева Елена Алексеевна

Рекомендуем посмотреть:

Тесты для детей 3, 4, 5 лет

Комплексно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию в старшей группе

Игры на развитие логического мышления для детей 5-6 лет в детском саду

Комплексно-тематическое планирование по познавательно-речевому развитию в старшей группе

Источник: https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/diagnostika-razvitija-logicheskogo-myshlenija-v-starshem-doshkolnom-vozraste.html

Методика

Задание для детей 5 лет что лишнее. Что лишнее. Выводы об уровне развития

Цели исследования:

Исследуется аналитико-синтетическаядеятельность в зрительно воспринимаемыхобъектах (первый и второй варианты) ина основе мысленного представления(третий вариант). Умение делать обобщения.

Логическая обоснованностьи целенаправленность. Четкостьпредставлений.

Использование помощи.

Оборудование.

На рисунке три квадрата, вкаждом по четыре слова-понятия, одно изкоторых не подходит. Предлагается детямс 7 лет.

Процедура проведения

Поочередно предлагаютсяПРИЛОЖЕНИЯ Б.

При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ Бисследователь сам читает слова, а затемпросит ребенка назвать неподходящее костальным слово. При правильном ответепросят объяснить выбор.

Анализ результатов

Дети с нормальным умственнымразвитием понимают цель задания исамостоятельно выделяют признак, которыйотличает фигуру от остальных. Даютречевое обоснование принципа выделенияфигуры. В работе с картинками такжеспособны произвести самостоятельноеобобщение и обосновать выделениенеподходящей картинки. При выделениисловпонятий иногда требуется повторноепрочтение.

Наводящие вопросы достаточныдля правильного выполнения. Необходимоиметь в виду, что уровень развитияобобщения в этом возрасте у детей разный.Одни сразу выделяют существенныепризнаки, другие обращают внимание напобочные признаки. Это свидетельствуето недостаточной сформированности высшихуровней обобщения.

Тем не менее у детейс нормальным умственным развитием нетслучаев неадекватного выполнения этогозадания.

Дети умственно отсталые непонимают инструкцию и самостоятельноне выполняют задания. К 6—7 годам онизрительно выделяют величину, цвет, нозатрудняются дать речевое обобщениедаже при наводящих вопросах.

Методика «Раздели на группы»

(Забрамная С.Д.)

Цель данной методики –оценка образно-логического мышленияребенка.

Ход исследования:ребенку показывается картинка, накоторой нарисованы геометрическиефигуры: круги, квадраты, треугольники,ромбы следующих цветов – красные,желтые, синие и белые и двух размеров.Одна и та же фигура при классификацииможет войти в несколько разных групп.

Инструкция:«Внимательно посмотри на картинку ираздели представленные на ней фигурына как можно большее число групп. Вкаждую такую группу должны входитьфигуры, выделяемые по одному общему дляних признаку. Назови все фигуры, входящиев каждую из групп и по какому признакуони выделены». На выполнение заданияотводится 3 минуты.

Оценка результатов:

10 баллов – ребенок выделилвсе группы фигур за время меньше чем 2минуты.

8-9 баллов – выделил всегруппы за время от 2,5 до 3 минут.

6-7 баллов – выделил всегруппы фигур за время от 2,5 до 3 минут.

4-5 баллов – за время 3 минутыребенок сумел назвать только от 5 до 7групп. 2-3 балла – за время 3 минуты ребеноксумел выделить только от 2 до 3 групп.

0-1 балл – за время 3 минутыребенок сумел выделить не более 1 группыфигур.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий .

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

1 балл – очень низкий.

Методика«Умозаключения»

Данная методика (Э.Замбацявичене,Л.Чупров и др.) позволяет исследоватьспособность ребенка делать умозаключенияпо аналогии с предлагаемым образцом.

Выполнение задания требуетсформированного умения устанавливатьлогические связи и отношения междупонятиями. Возможна диагностика уменияребенка сохранять и использоватьзаданный способ рассуждения.

Отношениямежду понятиями в каждом заданииразличны, и, если ребенок не способенеще выделять существенные признаки впонятиях, он будет строить умозаключениена основе предыдущей аналогии, чтоприведет к ошибочному ответу.

Такимобразом, успешность выполнения заданийметодики позволяет делать выводы обуровне развития словесно-логическогомышления по такому показателю каклогическое действие – «умозаключение».

Обследование проводится виндивидуальной форме, время на ответыне ограничивается. В случае явныхзатруднений у ребенка психолог не долженнастаивать на ответе и тактично перейтик следующему заданию. Текст заданийнапечатан (или написан) крупно на листебумаги. Психолог вслух четко читаетзадание, ребенок, если он уже умеетчитать, может следить по тексту.

Задание выполняется внесколько этапов. На первом этапе ребенкусообщается следующее: «Сейчас мы с тобойбудем подбирать слова друг к другу.Например, огурец: овощ. Надо подобратьк слову «гвоздика» такое, котороеподходило бы так же, как слово «овощ» кслову «огурец». Слова такие: сорняк,роса, садик, цветок, земля.

Второй этап (после паузы).«Давай попробуем: огурец: овощ = гвоздика?» После паузы зачитываются все слова.«Какое слово подходит?» – спрашиваемребенка.

Дополнительных вопросов ипояснений давать не следует.

При выполнении заданийвозможна стимулирующая помощь. Если уребенка возникает неуверенность вответе, можно предложить ему подуматьеще и дать правильный ответ. Такая помощьучитывается при начислении баллов.

Чембыстрее ребенок откажется от помощи иначнет самостоятельно выполнять‘задания, тем выше его обучаемость,следовательно, можно считать, что онбыстро запоминает алгоритм решениязадачи и может действовать по образцу.

Тестовый материал

  1. Огурец: овощ = Гвоздика? сорняк, роса, садик, цветок, земля

  2. Огород: морковь = Сад?

забор, грибы, яблоня, колодец,скамейка

очки, больница, палата,больной, лекарства

клюв, чайка, гнездо, перья,хвост

чулки, подошва, кожа, нога,щетка

  1. Темный: светлый = Мокрый?

солнечный, скользкий, сухой,теплый, холодный

стекло, больной, кровать,температура, врач

  1. Машина: мотор = Лодка? река, маяк, парус, волна, берег

  2. Стол: скатерть = Пол?

мебель, ковер, пыль, доски,гвозди

  1. Стул: деревянный = Игла? острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

Обработка результатовметодики

Оценка успешности выполнениязаданий производится следующим образом.

  • 1 балл – выполнение задания с первого предъявления;
  • 0,5 балла – задание выполнено со второй попытки, после того, как психологом была оказана помощь.

Интерпретировать количественныерезультаты можно с учетом данныхЛ.Переслени, Е.Мастюковой, Л.Чупрова:

  • Высокий уровень успешности – 7 и более баллов, у детей сформирована такая мыслительная операция, как умозаключение.
  • Средний уровень – от 5 до 7 баллов: выполнение мыслительной операции осуществляется детьми в «зоне ближайшего развития». В процессе обучения, в первоначальный период, полезно давать таким детям индивидуальные задания по развитию мыслительных операций, оказывая минимальную помощь.
  • Низкий уровень – менее 5 баллов, у детей практически отсутствуют навыки мыслительных операций, что предъявляет особые требования к развитию у них навыков логического мышления в учебной познавательной деятельности.

Приложение Б.

Наглядность к диагностическимметодикам

Методика «Последовательностьсобытий»

Рисунок 2.Методика «Чтолишнее»

Рисунок 3.Методика «Разделина группы»

Рисунок 5.Методика«Умозаключения»

  1. Огурец: Гвоздика: сорняк, овощ роса, садик, цветок, земля

  2. Огород: Сад, забор, грибы, яблоня, морковь колодец, скамейка

  3. Учитель: Врач: очки, больница, палата, ученик больной, лекарства

  1. Цветок: Птица клюв, чайка, гнездо, ваза перья, хвост

  1. Перчатка: Сапог: чулки, подошва, кожа, рука нога, щетка

  1. Темный: Мокрый: солнечный, скользкий,

светлый сухой, теплый, холодный

  1. Часы: Градусник: стекло, больной, время кровать, температура, врач

  2. Машина: Лодка: река, маяк, парус, волна, мотор берег

  3. Стол: Пол: мебель, ковер, пыль, доски, скатерть гвозди

  4. Стул: Игла: острая, тонкая, блестящая, деревянный короткая, стальная

Методика «Нелепицы»

Источник: https://studfile.net/preview/7517575/page:13/

» Узнаём больше об уровне развития детей, применяя методику

Задание для детей 5 лет что лишнее. Что лишнее. Выводы об уровне развития

Уровень развития интеллекта и особенности мышления ребёнка можно определить, прибегнув к помощи методики «Исключение лишнего». Простота и доступность обследования делают его незаменимым инструментом диагностики дошкольников и младших школьников. Рассмотрим, как правильно проводить тестирование и обрабатывать его результаты.

Характеристика методики «Исключение четвёртого лишнего»

Простота и оригинальность методики оценивалась такими детскими психологами и дефектологами, как Ю.Ф. Поляков, М.П. Кононова, Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн. Доподлинно неизвестно, кто стоял у истоков диагностики и выступил её автором.

Наталия Львовна Белопольская адаптировала этот способ анализа образно-логического мышления для детей.

Она и её коллеги имеют опыт применения методики на протяжении 30 лет, поэтому вполне логично, что они смогли сформулировать и «выпустить в свет» оптимальный вариант обследования.

Цель диагностики заключается в исследовании особенностей процессов анализа, сравнения и синтеза. При проведении такого тестирования можно обнаружить у детей снижение и искажение уровня обобщения, что характеризует различные психологические патологии.

Суть методики сводится к следующему: тестируемому предлагаются карточки с изображениями четырёх предметов, три из которых объединены общей категорией, а четвёртая картинка не подходит к рассматриваемой группе; задача испытуемого — исключить лишнее и обосновать свой выбор.

Вместо предметного варианта тестирования можно провести словесный

Существует также вербальный вариант тестирования. В этом случае наглядных изображений нет, ребёнку предлагаются только названия предметов, среди которых нужно выявить неподходящее к общему понятию.

Анализировать мышление детей, используя методику, можно с трёхлетнего возраста и до вступления в подростковый период. Диагностика применяется как для обследования здоровых ребят, так и для интеллектуально неразвитых, психически больных.

 Дети с сенсорными нарушениями (слепые, глухие) тоже могут быть протестированы, но в этих случаях понадобятся модифицированные задания.

Речевые патологии не являются препятствием для использования методики, так как ответы испытуемым под силу писать на бумаге.

К сожалению, затруднения могут возникнуть при обследовании детей с парезами рук или с псевдобульбарной дизартрией. Таким ребятам сложно и практически невозможно ни показать, ни назвать предмет, изображённый на карточке.

Ход диагностики дошкольников и младших школьников

Тестирование проводится строго индивидуально

Диагностика не проводится в группах, она проходит только индивидуально. То, каким образом инструктировать ребёнка, зависит от выбранного варианта тестирования:

На проработку одного задания выделяется 3 минуты.

На примере одной из самых доступных по сложности карточек необходимо показать испытуемому, как правильно выполнять задание.

Исследователь и ребёнок разбирают, что изображено на картинке или перечислено в строке, описывают сходные предметы (например: «Шкаф, комод, этажерка — мебель, в которую что-то кладут»), исключают тот объект, который нельзя подвести под общее понятие, и объясняют свой выбор (допустим: «Кровать — это мебель для отдыха, а не для хранения вещей»).

Для демонстрации ребёнку правильного выполнения задания выбирается одна из самых простых карточек

Если при разборе предметного варианта теста ребёнок хорошо понял инструкцию и успешно применил её для решения первого задания, то ему предлагаются следующие карточки других групп (с постепенным усложнением). Обычно детям даётся 4–5 штук.

 При правильном ответе испытуемого хвалят («Молодец!», «Умница!»). Если ребёнок не смог с первого раза дать правильный ответ, то инструкцию повторяют ещё раз.

В случае повторного непонимания рекомендаций и невозможности нахождения верного ответа обследование прекращают.

Необязательно «проходить» все изображения каждой категории. Можно рассмотреть по одной карточке из групп I и II, а потом переходить к решению задач третьей, четвёртой и так далее.

Обратная связь исследователя и тестируемого в ходе диагностики неприемлема, так как это нарушит чистоту эксперимента. Не стоит говорить ребёнку о правильности/неправильности выбранного решения, можно лишь попросить его подумать ещё.

По итогам обследования составляется протокол, в котором фиксируются все результаты. Неумение испытуемого облечь свой ответ в словесную форму, представление решений лишь в указательном виде, нестандартность речевого воплощения — всё это тоже должно помещаться в таблицу.

Файлы: Стимульный материал для исследования

В диагностике Белопольской представлены 28 карточек с красочными картинками (по 4 в каждой из 7 групп). Задания усложняются от первой карточки до четвёртой и от первой категории до седьмой.

Карточки последней группы используются в том случае, когда нужно уточнить выявленные ранее искажения умения обобщать. Задания этой категории провоцируют ребёнка на проявление этих нарушений.

Каждой карточке присваивается код, где римская цифра означает категорию, а арабская — номер внутри неё. К примеру, «V-3» символизирует третью карточку в пятой группе.

У некоторых карточек есть два варианта трактовки

Практически все задания имеют лишь одно верное решение. В шестой группе карточки можно трактовать по-разному, и верными будут два ответа:

  • Первый ответ — домашние птицы + лишнее яйцо; второе решение — утка лишняя, так как три остальных предмета можно отнести к курице.
  • Корабль плавает, всё остальное летает; транспорт + лишняя ракета.
  • Молоток не подходит к остальным режущим инструментам; лишнее лезвие + инструменты для работы.
  • На самокате катаются летом, три остальные предмета предназначены для езды зимой; на санках катаются сидя, а на других предметах — стоя.

Материал для текстового варианта тестирования прост, особых нюансов применения не имеет.

Карточки для теста «Исключение лишнего»

Материал для вербального тестирования

Образец протокола диагностики

Обработка и интерпретация результатов

При рассмотрении ответов ребёнка важной оценочной категорией является время. В зависимости от этого испытуемый получает баллы:

  • 10 — за решение одной поставленной задачи за 60 секунд и меньше;
  • 8–9 — за 1–1,5 минуты;
  • 6–7 – 1,5–2 минуты;
  • 4–5 – 2–2,5 минуты;
  • 2–3 – 2,5–3 минуты;
  • 0–1 — не справился с задачей за 180 секунд.

На основе показателей делается вывод об уровне развития тестируемого:

Если ребёнок развивается нормально, то в возрасте 7–10 лет он в состоянии ответить на все виды заданий (из разных групп). Затруднения могут возникнуть в речевом обобщении из-за малого словарного запаса, а также при рассмотрении карточек с двумя возможными решениями. Серьёзные сложности в решении свидетельствуют об отклонениях и психических заболеваниях.

Результаты словесного тестирования оцениваются по пятибалльной системе:

  • 0 — ребёнок не может определить общий признак и назвать его, даже с помощью взрослого он не указывает на лишний предмет и не в состоянии объединить в группу три других;
  • 1 — испытуемый называет и выделяет категорию предметов и исключает лишний только с подсказкой исследователя;
  • 2,5 — тестируемый может дать описательное обозначение группы и исключить лишний предмет;
  • 4 — после неправильного определения общего понятия ребёнок может исправить ошибку самостоятельно;
  • 5 — испытуемый сам называет правильно и обозначение группы из трёх предметов, и лишнее изображение.

Подсчёт баллов, как правило, необходим для проведения статистических исследований и научных работ. Практикующим специалистам достаточно интерпретации качества ответов тестируемого.

Основываясь на качественных характеристиках, Н.Л. Белопольская приводит примеры отклонений процесса обобщения у детей:

  • Для детей-олигофренов в имбецильной степени непонятна уже сама инструкция. Некоторые вникают в принцип выделения лишнего предмета, но спустя время просто забывают об этом и становятся не в состоянии выполнять задания по аналогии с образцом.
  • Олигофрены в степени дебильности могут выделять конкретные признаки предметов — форму, цвет, размер. Ответы они конкретизируют по какой-либо детали (например, «собака лает» вместо «птицы и животное»), таким ребятам очень трудно делать вербальные обобщения.
  • Детям с задержкой развития по силам стандартные обобщения, но для них очень трудно найти понятия, состоящие из нескольких слов.
  • Испытуемые, у которых недоразвитие речи или плохой слух, после разбора одного — двух примеров в состоянии находить правильные решения, но при этом испытывают затруднения с речевым оформлением. Ответы такие дети часто соотносят с тем, что очень внимательно следят за внешней реакцией взрослого.
  • Ребята, которые плохо видят, могут не испытывать никаких проблем, если хорошо рассмотрят задания.
  • Сложность в усвоении инструкций, незначительное количество правильных ответов, слишком долгое разглядывание карточек — характерные признаки выполнения заданий детьми с эпилепсией.

Методика «Исключение лишнего» не требует никаких значительных затрат, подготовки помещения и сложного оборудования для проведения диагностики. Ребёнок воспринимает тестирование как интересную и увлекательную игру, что даёт возможность взрослому легко и быстро провести исследование качественных особенностей мышления испытуемого.

  • Елена Алешина
  • Распечатать

Источник: https://paidagogos.com/uznayom-bolshe-ob-urovne-razvitiya-detey-primenyaya-metodiku-isklyuchenie-lishnego.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.