Земноводные. Класс Земноводные. Общая характеристика Краткая характеристика отряда земноводных

Урок по биологии для 7 класса

Земноводные. Класс Земноводные. Общая характеристика Краткая характеристика отряда земноводных

Конспект урока для 7 класса по теме:

«Общая характеристика класса земноводные. Внешнее строение земноводных (на примере лягушки)».

Цель урока:раскрыть особенности внешнего строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше.

Задачи урока:

  • обучающая:изучить образ жизни и внешнее строение земноводных, как первых наземных животных;
  • развивающая:способствоватьразвитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; умений анализировать, сравнивать, делать выводы; формирование метапредметных умений:
  • воспитывающая:развитие коммуникативных качеств: умение работать в группе, обоснованно излагать свое мнение, уважительно относиться к мнению товарищей; развитие чувства прекрасного, воспитание бережного отношения к живому.

Методы познания:

  • демонстрационный 
  • проблемный
  • рефлексивный.

Материалы и оборудование: 

персональный компьютер, ученические компьютеры, мультимедийный проектор, экран, презентация, справочники по биологии, биологическая энциклопедия.

Ключевые понятия и термины:

 земноводные, амфибии, среда жизни, жизненные формы, покровительственная окраски.

Межпредметные связи: экология, география.

Ход урока.

I этап. Организационный.

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Мы начинаем наш урок.  Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я вам не скажу, вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком классе животных пойдет сегодня речь.(Слайд1)

II этап. Проблемно-мотивационный.

Итак, подсказка первая:

эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным. (Если нет ответа, то дальше).

Подсказка вторая:

  эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека: являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих, слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки (для хранения молока, чтобы не прокисало в теплом помещении). (Если нет ответа, то дальше).

Третья подсказка:

многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты, а также служат объектом для науки, классическим подопытным животным, им построено 2 памятника. Обитают они в двух средах жизни, наземной и водной, отсюда и произошло их название. (Правильно, это земноводные).

Но есть и второе название этих животных. Наверно каждый смотрел фантастический фильм о человеке, который мог жить и на земле и под водой. Вспомните название этого фильма? (Правильно «Человек амфибия», следовательно второе название класса земноводных – амфибии. Именно о них и пойдет сегодня речь на нашем уроке).

III этап. Постановка целей и задач урока.

Ребята,  сегодня на уроке мы попробуем дать ответы на следующие вопросы.

1. Сколько земноводных обитает на земле? Какие отряды включает в себя класс земноводных!

2. Почему эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным?

3. Где обитают земноводные, и какие факторы ограничивают их распространение на земле?

4. Каково их внешнее строение?

5. Какое значение в природе и жизни человека имеют лягушки?(Слайд 2)

VI этап. Организационно-деятельностный.

Чтобы ответить на все эти вопросы, организуем работу в группах. Каждая группа получает свое задание. В течении 8 минут вы находите ответ на заданную вам задачу. Коллективно обсуждаете ее, и выдвигаете одного человека, который проинформирует нас о том, как вы справились с поставленной задачей. (Учитель раздает варианты заданий на парты учеников, объединяя их в группы.)

1 вариант.

Сколько земноводных обитает на земле? Приведите примеры этих животных? Какое они имеют значение?

2 вариант.

Когда появились первые земноводные, и какие животные, возможно, были их предками? Посмотрев на какие внешние признаки, вы пришли к таким выводам?

3 вариант. Какие отряды включает в себя класс земноводных? Расположите рисунки выданных вам животных в соответствии с их систематической принадлежностью? По каким признакам можно разделить животных в группы?

4 вариант. Опишите систематическую принадлежность травяной лягушки? К какому царству, типу, подтипу, классу, отряду относится это животное и почему?

5 вариант. Найдите в атласе, на карте как распространены лягушки на нашей планете.

Какие факторы оказывают негативное влияние на распространение земноводных и почему?

6 вариант. Рассмотрите внешний вид лягушки. Из каких частей состоит ее тело? Есть ли у лягушки шея?

7 вариант. Что вы можете сказать о коже лягушки? Какое значение имеет слизь в жизни лягушки?

8 вариант. Найдите органы чувств лягушки расположенные на голове.

Найдите два отверстия – это ноздри. Чем дышит лягушка?

Рассмотрите глаза, они имеют веки.

Почему эти органы чувств расположены на возвышении? Какое это имеет значение? Признаком чего является наличие век?

9 вариант. Как лягушка издает звуки? Какие? Как называется этот орган? Все ли лягушки издают звуки? Какое это имеет значение?

10 вариант. Рассмотрите внешний вид лягушки. Обратите внимание на строение ног. Чем передние ноги отличаются от задних? Какое это имеет значение? Какова роль задних конечностей при движении лягушки в воде?

Какую роль выполняют плавательные перепонки, натянутые между пальцами?

VII этап. Воспроизведение и корректировка полученных знаний. Составление единого целого из блоков.

1 вариант.

Сколько земноводных обитает на земле? Приведите примеры этих животных? Какое они имеют значение?(Относительно немногочисленная группа животных (насчитывает около 3,5 тыс. видов) . К земноводным относятся лягушки, жабы, червяги, тритоны.

Эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека: являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих, слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других организмов ).

(Слайд3, 4)

2 вариант.

Когда появились первые земноводные, и какие животные, возможно, были их предками? Посмотрев на какие внешние признаки, вы пришли к таким выводам? (Появились земноводные более 350 млн. лет назад. Путь на сушу проложили им рыбы, сходные с кистеперыми. Их называли стегоцефалами.

Как и рыбы, они размножаются, откладывая икру, у них наружное оплодотворение, личинка земноводных напоминает рыбу, тонкая слизистая кожа, холоднокровность. Учитель может добавить.

В отличии от рыб у земноводных появляется шейный и крестцовый отдел позвоночника; две пары пятипалых конечностей; прогрессивное развитие переднего мозга и появление органов чувств, приспособленных к наземному существованию; возникновению трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения. (Слайд5, 6)

 3 вариант.

Какие отряды включает в себя класс земноводных? Расположите рисунки выданных вам животных в соответствии с их систематической принадлежностью? По каким признакам можно разделить животных в группы?(Классификация амфибий: отряд хвостатых (саламандры, тритоны); отряд бесхвостых (лягушки, жабы); отряд безногих (тропические червяги) Их можно разделить в группы по таким признакам как: наличие или отсутствие хвоста, ног ). (Слайд 7)

4 вариант. Опишите систематическую принадлежность травяной лягушки? К какому царству, типу, подтипу, классу, отряду относится это животное и почему? (Царство животные т.к.

гетеротрофное питание, активный образ жизни, ограниченный рост и т.д., тип хордовые т.к. на эмбриональном этапе развития закладывается хорда, подтип позвоночные т.к. хорда заменяется на позвоночник, класс земноводные т.к.

обитают в двух средах, отряд бесхвостые т.к. нет хвоста). (Слайд 8)

5 вариант. Найдите в атласе, на карте как распространены лягушки на нашей планете.

Какие факторы оказывают негативное влияние на распространение земноводных и почему? (Лягушки распространены повсеместно, но более многочисленны в широтах с теплым и влажным климатом, так как их считают первыми животными, вышедшими на сушу, но они не потеряли связь с водой. Влажная кожа – словно открытая водная поверхность, с которой испаряется большое количество воды. Испаряясь, вода уносит с собой и тепло. Всегда мокрые амфибии теряют тепла в сотни раз больше, чем вырабатывают. Удержать тепло не удаётся. Вот и держатся амфибии у водоёмов, в сырых местах – там испарение невелико. Факторы оказывающие негативное влияние на распространение земноводных это низкие температуры и отсутствие влаги). (Слайд 9)

6 вариант. Рассмотрите внешний вид лягушки. Из каких частей состоит ее тело? Есть ли у лягушки шея? (Тело лягушки состоит из головы, туловища и конечностей. Голова плавно переходит в туловище. Шеи нет).(Слайд 10)

7 вариант. Что вы можете сказать о коже лягушки? Какое значение имеет слизь в жизни лягушки? ( Все земноводные имеют гладкую тонкуюкожу, сравнительно легко проницаемую для жидкостей и газов.

Кожа богата кожнымижелезами, выделяющими слизь. У некоторых слизь может быть ядовитой или облегчать газообмен. Кожа является дополнительным органом газообмена и снабжена густой сетью капилляров.

Так же слизь уменьшает трение тела лягушки, о воду). (Слайд 11)

8 вариант. Найдите органы чувств лягушки расположенные на голове.

Найдите два отверстия – это ноздри. Чем дышит лягушка?

Рассмотрите глаза, они имеют веки.

Почему эти органы чувств расположены на возвышении? Какое это имеет значение? Признаком чего является наличие век? (Глаза лягушки приспособлены к функционированию в воздушной среде.

Есть верхние (кожистые) и нижние (прозрачные) подвижныевеки. Мигательная перепонка (вместо нижнего века у большей части бесхвостых) выполняет защитную функцию. У многих развито цветное зрение.

Органы обоняния функционируют только в воздушной среде, представлены парными обонятельными мешками. Их стенки выстланы обонятельным эпителием. Открываются наружу ноздрями, а в ротоглоточною полость — хоанами. Глаза и ноздри лягушек расположены на возвышенностях. Это позволяет им не выходя из воды видеть все на поверхности воды. .

В органе слуха новый отдел — среднее ухо. Наружное слуховое отверстие закрывает барабанная перепонка, соединённая со слуховой косточкой — стремечком. Органом осязания является кожа, содержащая осязательные нервные окончания. У водных представителей и головастиков имеются органы боковой линии ). (Слайд 12)

9 вариант. Как лягушка издает звуки? Какие? Как называется этот орган? Все ли лягушки издают звуки? Какое это имеет значение?( В теплые весенние вечера, в конце апреля и в мае, с прудов раздаются громкие квакающие звуки. Эти «концерты» устраивают самцы лягушек для привлечения самок. Самцы раздувают свои резонаторы). (Слайд 13)

10 вариант. Рассмотрите внешний вид лягушки. Обратите внимание на строение ног. Чем передние ноги отличаются от задних? Какое это имеет значение? Какова роль задних конечностей при движении лягушки в воде?

Какую роль выполняют плавательные перепонки, натянутые между пальцами?(У лягушки хорошо развиты парные конечности – передние и задние ноги. Каждая конечность состоит из трех главных отделов. В передней ноге различают: плечо, предплечье и кисть. У лягушки кисть заканчивается четырьмя пальцами (пятый палец у неё недоразвит).

В задней конечности эти отделы называются бедром, голенью и стопой. Стопа заканчивается пятью пальцами, которые у лягушки соединены плавательной перепонкой. Отделы конечностей подвижно сочленены между собой при помощи суставов. Задние ноги значительно длиннее и сильнее передних, они играют главную роль при движении.

Сидящая лягушка опирается на слегка согнутые передние конечности, задние при этом сложены и находятся по бокам тела. Быстро распрямляя их, лягушка совершает прыжок. Передние ноги при этом предохраняют животное от удара о землю. Плавает лягушка подтягивая и выпрямляя задние конечности, а передние при этом прижимает к телу).

(Слайд 14, 15)

VIII этап. Рефлексивно-оценочный.

Итак, дорогие ребята, вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили?

1. Сколько земноводных обитает на земле? Какие отряды включает в себя класс земноводных!

2. Почему эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным?

3. Где обитают земноводные, и какие факторы ограничивают их распространение на земле?

4. Каково их внешнее строение?

5. Какое значение в природе и жизни человека имеют лягушки?

Итак, можно сделать вывод: Земноводные приспособились к жизни в воде и на суше.

Домашнее задание.

1.Прочитать параграф и ответить на вопросы в конце параграфа.

2. Проведите социологический опрос «Как человек относится к амфибиям?»

1. Когда вы видите лягушку, то испытываете:

а) отвращение

б) положительные эмоции

в) ничего, равнодушие

2. Употребляли ли вы лягушек в пищу, если да, то понравилось ли:

а) да

б) нет

3. Знаете те ли вы, какую пользу приносят лягушки в природе и в жизни человека (если да, то какую)

а) да

б) нет

4. В каких литературных произведениях главными героями являлись лягушки?

5. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? (если да, то какие?)

а) да

б) нет

3. Используя ресурсы Internet найдите информацию о памятниках Лягушкам.

Где поставлены памятники и за что?

Урок закончен, до свидания! Спасибо за работу.

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=163162

Класс Земноводные. Общая характеристика

Земноводные. Класс Земноводные. Общая характеристика Краткая характеристика отряда земноводных

Относительно немногочисленная группа наиболее примитивных наземных позвоночных животных (насчитывает около 2,5 тыс. видов). Произошли от рыбообразных предков — девонских кистеперых рыб благодаря следующим ароморфозам:

  • возникновению шейного и крестцового отделов позвоночника;
  • появлению двух пар пятипалых конечностей;
  • прогрессивному развитию переднего мозга с двумя полушариями и появлению органов чувств, приспособленных к наземному существованию;
  • прогрессивному развитию нервной системы: возникновению трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения;
  • дифференциации мышечной системы, обеспечившей возможность разнообразных движений.

Признаки эволюционной преемственности рыб и амфибий. Для амфибий характерны следующие особенности:

  • размножение икринками, которые, в отличие от яиц, легкопроницаемы для воды; наружное оплодотворение, анамнии;
  • в развитии проходят стадию рыбообразной личинки, имеющей все признаки рыб;
  • тонкая слизистая кожа;
  • один желудочек в сердце;
  • пойкилотермность.

Классификация амфибий:

  • отряд хвостатых (саламандры, тритоны);
  • отряд бесхвостых (лягушки, жабы);
  • отряд безногих (тропические червяги).

Амфибии обитают в воде и на суше. Тело их короткое, разделено на голову, туловище, конечности, покрыто голой слизистой кожей. Слизь необходима для кожного газообмена, так как растворяет кислород. Развиваются животные в воде.

Скелет амфибий состоит из скелета головы, в котором есть мозговой и висцеральный отделы, скелета туловища, поясов конечностей и свободных конечностей.

Скелет головы образован мозговым и висцеральным отделами.

Позвоночник состоит из следующих отделов:

  • шейного — 1 позвонок;
  • туловищного — 7 позвонков (грудной клетки нет);
  • крестцового — 1 позвонок;
  • хвостового, образованного одной костью — уростилем.

Скелет конечностей представлен поясом и свободными конечностями.

Пояс передних конечностей состоит из парных лопаток, ключиц, вороньих костей и одной грудины.

Скелет передней конечности состоит из плеча, двух костей предплечья (локтевой и лучевой) и кисти (запястье, пясть, фаланги пальцев).

Пояс задних конечностей образован тремя парными костями таза и крестцовым позвонком.

Скелет задних конечностей включает бедро, 2 кости голени (большую и малую берцовые) и стопу.

Мышечная система хорошо развита, особенно на конечностях. Мышцы дифференцированы. В теле амфибий насчитывают до 350 мышц.

Пищеварительная система представлена пищеварительным трактом и железами. В ротоглоточную полость открываются протоки пары слюнных желез, хоаны, отверстия евстахиевых труб (среднего уха).

В ней же находится язык, прикрепляющийся передним концом к нижней челюсти. Пищевод короткий. Кишечник разделен на тонкий и толстый. Печень и поджелудочная железа хорошо развиты. Есть желчный пузырь.

Толстый кишечник заканчивается клоакой.

Дыхание жаберное (у личинок) и кожно-легочное. Трахеи— и бронхов нет. Дыхательная поверхность легких небольшая. Механизм дыхания ротобрюшной. Вдох двухэтапный: сначала воздух засасывается в ротоглоточную полость при опускании диафрагмы рта, затем закрываются ноздри и воздух проталкивается в легкие. При выдохе сокращаются брюшные мышцы и открываются ноздри.

Кровеносная система замкнутая. Сердце трехкамерное. Два круга кровообращения — большой и малый. Правое предсердие заполнено венозной кровью, левое — артериальной. В середине желудочка находится смешанная кровь, в левой его части — артериальная, а в правой — венозная.

По большому кругу кровообращения кровь поступает в артериальный конус, от которого отходят три пары сосудов — в кожно-легочные артерии, в правую и левую дуги аорты, в сонные артерии.

Смешанная кровь разносится по всему телу и собирается в правое предсердие по передней и задней полым венам.

По малому кругу кровообращения кровь из желудочка поступает в легочные артерии, легкие, легочные вены и в левое предсердие.

Нервная система образована головным и спинным мозгом, периферическими нервами. В головном мозге особенно развит передний отдел.

Мозжечок и средний мозг развиты относительно слабо, так как амфибии малоподвижны, их движения однообразны. Органы чувств приспособлены к наземному образу жизни. Глаза снабжены подвижными веками и мигательной перепонкой (третьим веком).

Амфибии видят дальше рыб, так как хрусталик имеет форму линзы, что улучшает аккомодацию.

В органах слуха появляется среднее ухо, отграниченное от внешней среды барабанной перепонкой. В среднем ухе одна слуховая косточка.

Органы обоняния представлены слизистыми обонятельными капсулами, связанными с ноздрями.

Выделительная система представлена парой первичных туловищных почек, на поверхности которых лежат надпочечники. Мочеточники впадают в клоаку. Сюда же у высших амфибий открывается мочевой пузырь. Моча выводится в клоаку, а затем наружу. С мочой выводится основной продукт белкового обмена — мочевина и остальные продукты.

Размножение и развитие земноводных происходит в воде. Семенники и яичники парные. Оплодотворение чаще всего наружное. Развитие с метаморфозом.

Систематика земноводных приведена в таблице 12.

Таблица 12

Систематика земноводных

Безногие (червяги)Хвостатые (тритоны, саламандры, амбистомы)Бесхвостые (лягушки, жабы)
1. Конечностей и хвоста нет1. Конечности одинаковы по длине. Длинное туловище и хвост1. Задние конечности длиннее передних, хвоста нет. Туловище уплощено
2. Ведут подземный и водный образ жизни2. Водный образ жизни2. Полуводный и наземный образ жизни

Значение земноводных:

  • являются важным компонентом водных и наземных биоценозов;
  • регулируют численность насекомых;
  • используются в пищу;
  • применяются в научных целях.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://kaz-ekzams.ru/biologiya/uchebnaya-literatura-po-biologii/biologia-repetitor/578-klass-zemnovodnye-obshhaya-xarakteristika.html

Класс Земноводные, или Амфибии. Общая характеристика класса

Земноводные. Класс Земноводные. Общая характеристика Краткая характеристика отряда земноводных

Замечание 1

Земноводные – это первые наземные хребетные, сохранившие тесные связи с водной средой.

У значительной части видов у яиц (икры) отсутствуют плотные оболочки и они могут развиваться исключительно в воде. Личинки обитают в воде, и только после метаморфоза взрослое животное начинает вести наземный образ жизни.

Взрослые земноводные имеют ряд отличительных признаков:

  • характерны парные передние и задние конечности, шарнирные суставы;
  • череп аутостиличный – с мозговой коробкой срощен небно – квадратный хрящ;
  • череп подвижно соединен с шейным позвонком при помощи двух затылочных мыщелков;
  • подвесок, верхний элемент подъязычной дуги, превращен в стремечко – косточку среднего уха;
  • тазовый пояс соединен с отростками крестцового позвонка;
  • два круга кровообращения, окончательно не разъединённые;
  • в сердце один желудочек и два предсердия;
  • подвижные веки;
  • отсутствуют боковые линии;
  • передний мозг разделен на два полушария, в крыше наблюдается скопление нейронов.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

У земноводных более высокий уровень метаболизма, чем у рыб.

Амфибии сохраняют черты, характерные водным животным:

  1. голая кожа, проницаемая для газов и воды содержит много слизистых желез;
  2. органы выделения – кожа и мезонефрические (туловищные) почки.

Замечание 2

Для земноводных характерна пойкилотермия – температура тела животного находится в зависимости от температуры окружающей среды и только незначительно ее превышает.

Внешнее строение и покровы

Тело взрослого земноводного сплюснуто в дорсовентральном направлении и состоит из головы, туловища, двух пар конечностей. Хвост сохранился у небольшого числа видов (саламандры, тритоны), был хорошо развит у стегоцефалов – древних видов. У большинства современных амфибий хвост редуцирован (жабы, лягушки). У видов, которые ведут полуподземный образ жизни отсутствуют ноги и хвост.

Кожа у современных амфибий голая. В коже много желез, обеспечивающих защиту от факторов внешней среды.

Окраска тела для каждого вида специфична, выполняет защитную функцию.

Внутренние органы и системы органов

Нервная система состоит из головного мозга и периферической нервной системы.

Головной мозг включает следующие отделы:

  • передний мозг, он крупнее среднего мозга, разделен на два полушария, содержит нейроны – зачатки коры мозга;
  • мозжечок;
  • средний мозг.

Органы чувств представлены: органом слуха, состоящим из внутреннего и среднего уха; глазами, имеющими веки; органом обоняния.Для амфибий характерно сложное инстинктивное поведение, что больше всего проявляется в период размножения.

Пример 1

Самец жабы – повитухи наматывает шнуры икры на свои задние конечности и прячется в укромных местах вплоть до развития головастиков. Вылупление головастиков происходит в воде, куда самец возвращается через 17-18 дней. В этих действиях проявляется инстинкт сохранения потомства.

Условные рефлексы у земноводных вырабатываются с трудом.

Опорно – двигательная система.

Скелет амфибий включает:

  • широкий череп, содержащий большое количество хрящевых элементов;
  • короткий позвоночный столб, заканчивающийся уростилем – длинной косточкой;
  • ребра, развиты слабо или редуцированы;
  • скелет передней и задней конечности;
  • пояса конечностей.

У земноводных присутствуют разные группы мышц: мышцы, изменяющие объем рта (подъязычная, подчелюстная), мышцы ног (икроножная, бедренная), мышцы, соединяющие пояса конечностей с ногами (грудная, ягодичная) и т.д.
На брюшной стороне тела сохранились следы метамерной мускулатуры.

Пищеварительная система состоит из:

  • ротовой полости, имеющей зубы (могут частично или полностью редуцироваться), развитый язык (редуцирован у водных видов), слюные железы;
  • короткой пищеварительной трубки, включающей глотку, пищевод, желудок, тонкую кишку, короткую прямую кишку, переходящую в клоаку;
  • пищеварительных желез, представленных печенью и поджелудочной железой.

Дыхательная система. У подавляющего большинства амфибий есть легкие – тонкостенные мешки с хорошо развитой сетью кровеносных сосудов. Трахея развита плохо и гортань непосредственно соединяется с легкими.

Дыхание осуществляется за счет работы мышц ротовой полости.В процессе дыхания принимает участие кожа и слизистые ротовой полости, через которые организм получает кислород. Некоторые виды саламандр дышат исключительно через кожу.

Личинки амфибий, обитающие в воде, дышат жабрами и кожей.

Кровеносная система представлена двумя кругами кровообращения (большим и малым) и сердцем. Сердце состоит из трех камер: желудочек, правое и левое предсердие. Круги кровообращения окончательно не разделены друг от друга, поэтому большая часть организма снабжается смешанной кровью, в которой содержание кислорода понижено.

Выделительная система включает туловищные почки, которые расположены на спинной стороне в задней половине тела. Вольфовы каналы (мочеточники) впадают в клоаку, моча накапливается в мочевом пузыре. Опорожнение мочевого пузыря происходит через клоакальное отверстие.

Половая система и размножение. Земноводные – раздельнополые животные. Половые железы самцов (семенники) и самок (яичники) – парные. Оплодотворение чаще всего происходит в водной среде. Хорошо выражен половой диморфизм.Развитие протекает с метаморфозом. Из яиц развиваются головастики (личинки), которые превращаются во взрослое животное.

Источник: https://spravochnick.ru/biologiya/klass_zemnovodnye_ili_amfibii_obschaya_harakteristika_klassa/

Тема :Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки,её земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами

Земноводные. Класс Земноводные. Общая характеристика Краткая характеристика отряда земноводных

Урок № 44

Тема :Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки,её земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами

Цели и задачи:

  • Ознакомить учащихся с общей характеристикой класса Амфибии.
  • Изучить  внешнее строение лягушки в связи с особенностями образа жизни.

Тип урока: изучение новой темы с элементами  лабораторной работы

Оборудование : видеоролики, ЦОР, учебник

Ход урока:

  1. Оргмомент

  2. Актуализация знаний

  3. Изучение нового материала:

 Старинная финская сказка: жили на свете три царевны. Однажды пришла к ним фея и спросила, в кого они хотели бы превратиться? Старшая царевна сказала: «Хочу, чтобы такое получилось из меня, к чему прислушиваются все люди!». И превратилась она в кукушку.

А вторая захотела: «Чтобы такое получилось из меня, зачем гоняются все люди!». Фея превратила ее в белку.

Когда подошла очередь третьей, младшей царевны, она промолвила: «Хочу, чтобы такое получилось из меня, на что дивились бы все люди!»
В кого же превратилась младшая царевна? Чему же  так удивляются люди?

Ответ : в лягушку

Мы начинаем изучать новый раздел в царстве животных – земноводные. Как думаете, от каких слов произошло название данных животных? (Земля и вода.) Это о чём-то говорит вам? (Живут и в воде и на суше.)

Систематическое положение класса

Царство                       Животные

Тип                               Хордовые

Подтип                         Позвоночные

Класс                            Земноводные

Отряды:                        Безногие               Бесхвостые              Хвостатые

Общая характеристика класса Земноводные (Амфибии)http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9eb6105d-6d65-4b25-aa88-fc48b2d914ed/%5BBIO7_09-36%5D_%5BPT_01%5D.html

  1. Первая группа наземных позвоночных, сохранивших связь с водной средой.

  2. Богатая железами голая кожа, играющая важную роль при дыхании.

  3. Температура тела зависит от температуры окружающей среды (холоднокровные животные).

  4. Глаза имеют веки  и слезные железы.

  5. Имеется среднее ухо с барабанной перепонкой.

  6. У взрослых – парные пятипалые конечности.

  7. Два круга кровообращения, двухкамерное сердце. К органам поступает смешанная кровь.

  8. Дышат легкими.

  9. Размножение в воде. Развитие с превращением. Из икринок – головастики.

Зелёная лягушка встречается по берегам водоёмов, где охотится только на движущиеся объекты – это различные насекомые – комары, мухи, пауки и т.д.

При приближении своей добычи она мгновенно выбрасывает свой липкий язык, к которому прилипает жертва.

При опасности она сразу же ныряет в воду и только через некоторое время всплывает, выставляя над поверхностью воды выступающие на голове глаза и ноздри.

Лягушки– холоднокровные животные, не поддерживающие постоянной температуры тела, и бывают активны лишь в тёплое время года, с наступлением холодов они спускаются на дно и впадают в оцепенение. Другие земноводные, такие как тритоны и жабы – зимуют в наземных укрытиях – древесной трухе, под пнями, норах грызунов, в углублениях почвы.

Рассмотрим внешний вид (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e8e0b1-0a01-022a-009b-2f35b8e28d10/%5BBIO7_09-36%5D_%5BIM_02%5D.swf ) лягушки, какое строение оно имеет.

Широкое и короткое тело не имеет хвоста и шеи. Широкая голова плавно переходит в туловище. Имеется две пары конечностей:

– передняя, которая состоит из плеча, предплечья и кисти;
– задняя, состоящая из бедра, голени и стопы.

Типичная для наземных позвоночных пятипалая конечность лягушки представляет собой многочленный рычаг. Отталкиваясь от земли сильными задними ногами, лягушка передвигается прыжками и, приземляясь, опирается на передние короткие конечности.

В воде лягушка передвигается при помощи задних конечностей, между пальцами которых натянута плавательная перепонка, которая помогает в воде делать сильные толчки.

Кожа земноводных голая, покрытая слизью многочисленных кожных желёз. Слизь предохраняет кожу лягушки от быстрого иссушения и играет бактерицидную роль.

 А это значит, для чего служит такая слизь лягушке? 

У других представителей земноводных, к примеру, жаб, выделяется ядовитая слизь, предохраняя этих животных от врагов, для человека эта ядовитая слизь не страшна. Существуют тропические наземные животные, которые очень опасны и для человека, так, например, яд из кожных желёз маленькой, всего в 2-3см, южноамериканской лягушки кокоа такой сильный, что прикосновение к ней стоит человеку жизни.

На уплощенной голове лягушки расположены: ротовая щель, крупные, выпуклые глаза и пара ноздрей, расположенных на возвышении.

Позади глаз по бокам головы находятся округлые барабанные перепонки с имеющимся внутренним ухом.

Глаза снабжены подвижными веками, защищающими их от засорения, а также имеются слезные железы, секрет которых смачивает глаза и смывает пылинки, обладает бактерицидным действием.

У самцов лягушек в углах рта расположены резонаторы,(Просмотр видеоролика) или, по-другому, ые мешки, которые при кваканье надуваются, как пузыри, усиливая звук.Значит, мы можем, понаблюдав на пруду за лягушкой, отличить самца от самки?По каким признакам вы это сделаете?

Рассмотрев внешнее строение лягушки, мы увидели гармоничное сочетание черт водных и наземных животных. В черты водных животныхвходят: голая кожа, богатая железами, предотвращающая иссушение; перепончатые лапы; выпуклые глаза и ноздри, позволяющие пользоваться ими, выставив над поверхностью воды.

В черты наземных -пятипалые парные конечности, выпуклые глаза с подвижными веками и слезными железами и наличие барабанных перепонок.

Лабораторная работа№7

«Наблюдение за живыми лягушками. Изучение внешнего и внутреннего строения лягушки на влажных препаратах. Изучение скелета лягушки»

1.Особенности внешнего строения и образа жизни в связи с наземно-водным образом жизни:

  1. Кожа пропускает воду;

  2. Тело покрыто слизью;

  3. Имеются особые железы, предохраняющие кожу от высыхания;

  4. Передвигаются с помощью задних конечностей, между пальцами которых перепонка;

  5. Подвижные веки;

  6. Среднее ухо;

  7. Барабанная перепонка;

  8. Голосовой аппарат;

  9. Выпуклая роговица глаз.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a46dad51-05d4-48f4-bba4-882b45d27cf2/%5BBI7GI_10-02%5D_%5BIL_01%5D.html

Отделы скелета

Название костей

Значение

Череп

Мозговая часть

Кости челюстей

Защита головного мозга

Позвоночник (нет грудной перегородки)

Шейный – 1 позвонок

Туловищный – 7 позвонков

Крестцовый – 1 позвонок

Хвостовой позвонок – уростиль

Защита спинного мозга и опора внутренних органов

Скелет передних конечностей

Плечо, предплечье, кисть (запястье, пясть, фаланги пальцев)

Участвуют в передвижении

Пояс передних конечностей

 Парные лопатки, парные ключицы, парные каракоиды

Опора передних конечностей

Скелет задних конечностей

Бедро, голень, стопа (предплюсна, плюсна, фаланги пальцев)

Участвуют в передвижении

Пояс задних конечностей

Тазовые кости

Опора задних конечностей

Вывод: в связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, коротким позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими конечностями.

Органы размножения.

  Земноводные – раздельнополые животные. Органы размножения земноводных и рыб схожи по строению. Яичники самок и семенники самцов располагаются в полости тела. У лягушек оплодотворение наружное. Икра откладывается в воде, иногда прикрепляется к водным растениям.

Форма кладок икры у разных видов различна. Скорость эмбрионального развития сильно зависит от температуры воды, поэтому до вылупления из икринки головастика проходит от 5 до 15–30 дней. Появившийся головастик сильно отличается от взрослой лягушки; у него преобладают рыбьи черты.

По мере роста и развития у личинок происходят большие изменения: появляются парные конечности, жаберное дыхание заменяется легочным, сердце – трехкамерное, второй круг кровообращения. Происходит изменение и во внешнем облике.

Исчезает хвост, изменяется форма головы, туловища, развиваются парные конечности.

Развитие головастика.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e8e151-0a01-022a-0069-92e62070e87e/%5BBIO7_09-38%5D_%5BPT_04%5D.html и просмотр видеоролика

Оплодотворенная яйцеклетка
(икринка)
Головастик
(наружные жабры, боковая линия, хвост)
Головастик
(внутренние жабры, боковая линия, хвост, дыхание кожное)
Головастик
(легкие, появление задних конечностей, кожное дыхание, появление передних конечностей, уменьшение хвоста, исчезновение боковой линии)
Лягушонок
(выход на сушу)

Продолжительность личиночного периода зависит от климата: в теплом климате – 35–40 дней, в холодном– 60–70 дней.

У тритонов личинки вылупляются более сформированными: у них сильнее развит хвост, большие наружные жабры. Уже на следующий день они начинают, активно охотится за мелкими беспозвоночными.

Физминутка.

Б. Забота о потомстве.

Для целого ряда земноводных характерна забота о потомстве, которая может проявляться самым различным образом:

а)Строительство гнезд (или использование других убежищ для икры).

Гнездо филломедузы. Южно американские лягушки филломедузы устраивают гнезда из листьев растений, свисающих над водой. Личинки некоторое время живут в гнезде, а затем вываливаются в воду.

б)Вынашивание икры на теле или в специальных образованиях внутри.

У жабы – повитухи самец наматывает жгуты икры на задние лапки и носит их до вылупления головастиков.

Самец лягушки ринодермы вынашивает икринки в ом мешке. Вылупившиеся головастики срастаются со стенками мешка: происходит контакт с кровеносной системой взрослой особи – это обеспечивает поступление в кровь головастика питательных веществ и кислорода, а продукты распада уносятся кровью самца.

У пипы суринаской яйца (икринки) развиваются в кожистых ячейках на спине. Из яиц выходят завершившие метаморфоз маленькие лягушата.

Подобная забота о потомстве вызвана, прежде всего недостатком кислорода в воде, а также – большим количеством хищников в тропических водоемах.

в)Живородность.

Известна для хвостатых (альпийская саламандра), некоторых безногих и бесхвостых (некоторые пустынные жабы).

  1. Сравнительная характеристика лягушки и головастика.

Признаки Головастик Лягушка

Форма тела. Рыбообразная. Хвост.
На некоторых стадиях развития хорошо развиты две пары конечностей.

Тело укорочено. Хвоста нет.
Хорошо развиты две пары конечностей.

Образ жизни.

Водный. Наземный, полуводный.

Передвижение.

  Плавание при помощи хвоста.

 На суше – прыжки при помощи задних конечностей. В воде – отталкивание задними конечностями.

Пища. Водоросли, простейшие. Насекомые, моллюски, черви, мальки рыб.

Дыхание. Жабры (сначала наружные, затем – внутренние). Через поверхность хвоста (кожное). Легочное, кожное.

Органы чувств: боковая линия, слух (среднее ухо).

Есть.Нет.

Нет.Есть.

Кровеносная система.

1 круг кровообращения, двухкамерное сердце, кровь в сердце венозная.

  1. круга кровообращения, трехкамерное сердце, кровь в сердце смешанная.

  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание

Источник: https://infourok.ru/tema_obschaya_harakteristika_klassa._vneshnee_i_vnutrennee_stroenie_lyagushkiee_zemnovodnyy-396981.htm

40. Класс Земноводные. Особенности строения и размножения

Земноводные. Класс Земноводные. Общая характеристика Краткая характеристика отряда земноводных

Земноводные— первая небольшая по числу видов (2,1тыс.) группа позвоночных животных,освоившая наземную среду, но сохранившаятесную связь с водной. Распространеныповсеместно, но наиболее широковстречаются в регионах с теплым и влажнымклиматом. Живут вблизи водоемов.

Телослегка уплощено и подразделяется наголову, туловище и две пары пятипалыхконечностей. У небольшой группыземноводных имеется хвост.

Кожатонкая, голая, влажная, богатая слизистымижелезами.

Черепподвижно соединен с позвоночником,который состоит из четырех отделов:шейного, туловищного, крестцового ихвостового. Плечевой и тазовый поясаобеспечивают конечностям опору. Скелетконечностей построен по типу системыподвижных рычагов, позволяющих животномупередвигаться по твердой поверхности.В скелете много хряща.

Мышечнаясистема состоит из отдельныхдифференцированных мышц. Движенияразных частей тела более разнообразны,чем у рыб.

Земноводные— хищники. У них развиты слюнныежелезы,секрет которых увлажняет ротовуюполость, язык и пищу. Активно схваченнаядобыча переваривается в желудке.Последний отдел пищеварительного канала— расширенная клоака.

Органыдыхания взрослых животных — кожаи легкие,у личинок — жабры.

Сердцетрехкамерное.Имеются два круга кровообращения:большой (туловищный) и малый (легочный).По артериям большого круга кровообращениятечет смешанная кровь, и только головноймозг снабжается артериальной кровью.

Органывыделения — парные туловищные почки.Моча оттекает по двум мочеточникам вклоаку, а из нее — в мочевой пузырь.Выводимый конечный продукт азотистогообмена — мочевина.

Передниймозг земноводных по сравнению с таковыму рыб имеет большие размеры и разделенна два полушария. Мозжечок развит хужев связи с малой подвижностью. Строениеорганов слуха и зрения приспособленок жизни на суше. У личинок земноводныхимеется орган боковой линии.

Оплодотворениевнешнее, в воде. Развитие с неполнымметаморфозом, со стадией рыбообразнойличинки.

41.Основные систематические группы амфибийи их краткая характеристика. Характеристикаотряда хвостатые: семейство углозубы,семейство скрытожаберники, семействоамбистомы, семейство протеивые, семействоамфиумовые, семейство настоящиесаламандры.

Хвостатыеамфибии относительно примитивны. Ониимеют удлиненное вальковатое тело сразвитыми головным, туловищным ихвостовым отделами. Хвост в поперечномсечении круглый или сжатый с боков,иногда с кожной оторочкой в виде киля.Конечности у большинства хорошо развиты,при этом передняя и задняя пары обыкновенноодинаковой длины.

У некоторых видовзадних конечностей нет (сирены).Позвонкиамфицельные или опистоцельные. Ктуловищным позвонкам причленяютсязачаточные верхние ребра. Костный черепболее дифференцирован, чем у бесхвостых:лобные и теменные кости не слиты, имеютсяпарные глазоклиновидные кости. Ключицнет.

В отличие от бесхвостых, предплечьеи голень имеют типичное строение исостоят из двух костей (лучевой илоктевой, большой и малой берцовых).Кровеноснаясистема устроена сравнительно просто.Более или менее полная перегородка впредсердии свойственна только высшимхвостатым. Сохраняются все 4 дуги аорты.Наряду с задней полой веной сохраняютсяи кардинальные вены.

У некоторыйпожизненно сохраняются жабры, чащенаружные, реже внутренние. Очень сильноразвито кожное дыхание.

Приразвитом стремечке барабанной полостии барабанной перепонки нет. У многиххвостатых пожизненно сохраняются органыбоковой линии.Оплодотворениеу большинства видов этого отрядавнутреннее. Размножение происходитпутем откладывания оплодотвореннойикры, личинок или живорождением. У рядавидов наблюдается способность размножатьсяв личиночной стадии (неотения).

Семействоуглозубы.Семействоуглозубы объединяет очень примитивныххвостатых земноводных с двояковогнутымипозвонками и наружным оплодотворением.Оно характеризуется отсутствиемлобновисочной дуги в черепе, наличиемкости и подвижных век.

Семействоскрытожаберники.Ксемейству скрытожаберников относятсянаиболее примитивные хвостатыеземноводные, вторично ставшие целикомводными животными. Семейство объединяетдва рода с двумя видами, образующиминесколько подвидов – исполинскуюсаламандру и аллегамского скрытожаберника.

Семействоамбистомы.Всепредставители семейства характеризуютсядвояковогнутыми позвонками, отсутствиемугловой кости черепа, поперечнымрасположением нёбных зубов и внутреннимоплодотворением.

Семействопротеивые.Семействопротеев характеризуется вытянутымтелом, двумя парами слабых конечностей,а также хвостом с плавательной складкой.Имеют три пары перистых наружных жабрярко-красного цвета.

Лёгкие взрослыхудлинённые, гладкостенные. Глазамаленькие, лишенные век или скрыты подкожей. Верхнечелюстные кости отсутствуют,поэтому зубы имеются только на нижнейчелюсти и межчелюстных костях.

Водный образ жизни.

Семействоамфиумовые.Амфиумовыеимеют длинное серо-чёрное змеевидноетело. Конечности имеются, но оченьнебольшие (при длине тела в 115 см ногиимеют размер не более 2 см). У животныхотсутствуют веки и язык.

Личинки имеютвнешние жабры, но приблизительно черезчетыре месяца (когда начинают работатьлёгкие) они исчезают. Однако одна паражаберных щелей с полностью функционирующимивнутренними жабрами сохраняется, поэтомуметаморфоз остается неполным. Практическивсё время находятся в воде, становясьактивнее к вечеру.

Рацион составляютразличные водные животные: мелкиеамфибии и рептилии, рыбы, ракообразныеи т. д.

Семействонастоящие саламандры.Хорошоразвиты веки; позвонкиопистоцельные; у взрослых функционируют легкие,наружные жабры редуцируются, жаберныещели зарастают; оплодотворение внутреннее.

42.Характеристика отряда бесхвостые:семейство круглоязычные, семействопиповые, семейство чесночницы, семействожабы, семейство квакши, семействонастоящие лягушки, семейство узкоротые.Характеристика отряда безногие: семействочервяги.

Круглоязычные.Туловищныхпозвонковнеменее8;уличинокимеютсякороткиеребра,сохраняющиесяиувзрослыхформ;наверхнейчелюстинаходятсязубы;языккруглый(отсюданазвание),безвыемки;векихорошоразвиты.

Пиповые — семейство бесхвостыхземноводных.У пиповых отсутствует язык, добычу онихватают передними лапами. Все виды ведутводный образ жизни и практически невыходят на сушу.

Чесночницы.Телочесночниц приплюснутое, длиной от 2 до17 см. Зрачки вертикальные. Слуховаямембрана плохо или совсем не видна.Челюсти – максилляры и премаксилляры -обзублены. На ступне часто имеетсялопатовидная мозоль, с помощью которойони способны быстро зарываться даже вдостаточно плотный грунт.

Жабы— ночные наземныеживотные,входящие в воду лишь для откладыванияяиц; зимуют в земле. Полезны истреблениемнасекомыхимоллюсков.Жабы отличаются отсутствиемзубоввверхней челюсти, вполне развитым слуховымаппаратом, сильно развитыми околоушнымикожнымижелезамиитреугольными, плоскими отросткамикрестцовых позвонков.

Квакши.Ведутдревесныйобразжизни,чтообусловилоособоестроениеконечностей:фалангипальцевнаконцахимеютдополнит,вставочныехрящииприсасыват.диски.Окраскапокровительственнаяименяетсявзависимостиотокружающегофона;убольшинствапокровыяркие,частозелёныхтонов.

Семействоузкоротые. ведутназемный, роющий или древесный образжизни и встречаются в тропиках всегоземного шара.

Приспособление к засушливомуклимату привело у некоторых видов квыпадению стадии головастика (яйцаоткладываются в сырую почву, где ипроисходит превращение), это ведет ксокращению сроков развития, проходящемупри более высоких температурах, чем удругих видов. Многие виды семействаспециализировались на питании муравьямии термитами.

ОтрядБезногие. Семейство Червяги.Кэтому немногочисленному отряду относитсяоколо 55 видов, объединяемых в 19 родов иодно семейство червяг. Все они имеютудлиненно-червеобразное тело с частымикольцевыми перехватами и лишены нетолько парных конечностей, но и хвоста,так как клоака располагается почти наконце тела.

Всечервяги, за исключением представителейдвух южноамериканских родов Typhlonectes,Desmophis, живущих в воде, ведут подземнуюжизнь, прокладывая ходы во влажной землеи сгнившей растительности.

Какприспособление к роющей жизни червягследует рассматривать их удлиненнуюформу тела, отсутствие конечностей иих поясов, нижний рот, зачаточные глаза,рудиментарный слуховой нерв, отсутствиебарабанной перепонки и сильно развитыеорганы обоняния, а также внутреннееосеменение, в связи с чем клоака самцовобладает способностью выпячиваться,выполняя роль копулятивного органа.

Источник: https://studfile.net/preview/6876850/page:23/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.